В процессе выяснения отношений с генералом Зодом с Криптона другой уроженец этой разрушенной планеты Кал-эл (он же журналист Кларк Кент, он же артист Генри Кавилл) случайно уронил на асфальт высотку компании «Уэйн Энтерпрайзис» вместе со всем ее персоналом. Примерно с этого момента Брюс Уэйн (он же Бэтмен, он же Бен Аффлек) вынашивал планы мести инопланетному гостю в красно-синем костюме и спустя полтора года кое-что надумал. Параллельно на арене появляется и еще один игрок по имени Лекс Лютор (Джесси Айзенберг). Этот юноша из соображений безопасности собирается на всякий случай извести вообще всех супергероев.
У режиссера Зака Снайдера и компании Warner Bros. долгая и непростая история взаимоотношений. Визионер Снайдер был взят на поруки после лихого дебюта — ремейка «Рассвета мертвецов» Джорджа Ромеро — и поставлен во главу проекта «300 спартанцев». Первый опыт сотрудничества вышел коммерчески удачным, а вот дальше успехи пошли через раз: «Хранители» провалились, мультфильм «Легенды ночных стражей» не имел дикого успеха, но свою кассу собрал. Наконец, отменный полностью авторский фильм Снайдера «Запрещенный прием» — провалился с треском.
Не желая расставаться с одаренным (хотя временами и слишком смелым) художником, компания придумала для него что-то вроде золотой клетки,
а приманкой стала возможность запуска кинематографической вселенной DC Comiscs — в противовес заполонившим прокат фильмам Marvel. Ограничителей было несколько. Во-первых, продюсером над ним поставили радостно покончившего со своим «Темным рыцарем» Кристофера Нолана и его сценариста Дэвида Гойера, во-вторых, начать велели с возрождения инопланетянина в трико. Собственно истории самого Супермена был посвящен вышедший три года назад фильм «Человек из стали», теперь речь идет о предпосылках создания объединения супергероев под названием «Лига справедливости», деятельности которой будут посвящены еще две картины, которые тоже снимет Снайдер.
На практике все это значит, что если в визуальных средствах режиссера никто особенно не сдерживал, то за содержание ответственность несут совсем другие люди. Справедливости ради стоит отметить, что Нолан сейчас занят съемками фильма «Дюнкерк», но за кадром все так же шумит струнными Ханс Циммер, а на экране заступивший на пост Бэтмена Аффлек продолжает изживать детские травмы и бороться с комплексами по указке прежних сценаристов. Подход этот, хотя и не свеж, имеет полное право на существование, однако на деле оказывается, что ключевой и совершенно неустранимой помехой вторую картину подряд служит главный герой — Супермен.
Дело в том, что старейший супергерой (первые комиксы про Кал-Эла датированы 1938 годом) крайне плохо поддается интерпретации. Его почти нельзя убить, он очень положительный, у него классная прическа и ни единого на самом деле внутреннего конфликта. Отношения с отцами (земным и криптонским) закончились смертью обоих, так что видится герой с ними редко и исключительно силами воображения. Наблюдать за происходящим у него в душе неинтересно, потому что там, в общем, ничего не происходит. Генри Кавилл, похожий на ходячую рекламу греческого зала в Пушкинском музее, начисто лишен легкости первого кино-Супермена Кристофера Рива, он мессия, спаситель, функция, лишенная в силу бессмертия даже намека на трагическое развитие, которое положено по канону всякому спасителю.
Ну и потом, все библейские прочтения образа человека в синем трико не работают в мире, который сделал сумасшедшую кассу гибсоновским «Страстям Христовым».
Временами кажется, что Супермен со своей вечной гримасой вежливого отвращения к человечеству раздражает не только тех, кого должен по сюжету, но и режиссера, оператора и монтажера. Однако сделать с этим решительно ничего не получается. Бен Аффлек, накачавшийся, чтобы выглядеть в кадре крупнее любого супостата, пока не совсем освоился с костюмом. Боевые сцены сделаны искусно и остроумно, но далеко не так эффектно, как в том же «Запрещенном приеме». Единственным безоговорочно светлым пятном в этой сумрачной (буквально большая часть действия происходит в темноте или в пещере) картине становится Лекс Лютор — невротичный маньяк-интеллектуал, которого Айзенберг вдохновенно играет как слетевшую с катушек версию Марка Цукерберга из финчеровской «Социальной сети».
Если же говорить в общем, то проблема новой франшизы в том, что Warner Bros. слишком крепко вцепились в двух самых узнаваемых персонажей DC Comics, забыв про опыт конкурентов из Marvel. Железного человека до фильма с Дауни-младшим знало куда меньше людей, чем Человека-паука, но циник-миллиардер на страже государства оказался очень точно попавшим во время персонажем. Что касается Бэтмена и Супермена, то, если первый еще обладает некоторой способностью к переменам, второй просто по определению совершенно архаичен и способен иллюстрировать только банальности, да и то для детей, которые ничего в жизни, кроме комиксов, не читали. Продюсерам имело бы смысл повнимательнее изучить пантеон DC Comics: в картине на пару секунд появляется, например, сверхбыстрый воришка Флэш — куда как более актуальный персонаж.
При этом «Бэтмен против Супермена» — это большое, длинное и довольно энергичное кино.
Чтобы в полной мере насладиться тем, как Снайдер выстраивает драматургию схваток, надо если не знать оригинальный комикс «Возвращение Темного рыцаря», то хотя бы представлять, как он выглядит на бумаге. Режиссер очень точно передает напряжение от чтения, монтирует фразы, пользуясь комиксами как раскадровкой. Все это дела важные и интересные, но, к сожалению, фильм, адресованный, что называется, широкому зрителю, на деле сделан скорее для фанатов. Для тех людей, которые долгими ночами будут спорить о комиксах — не самый, кстати, худший способ провести время.