Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

5 главных книг марта

5 главных книг, вышедших в России в марте

Первый после романа «Обитель» сборник рассказов Захара Прилепина, комикс про арабо-израильский конфликт, тексты Умберто Эко о литературе и новинка от Эдуарда Лимонова: «Газета.Ru» рассказывает о пяти главных книгах, вышедших в марте.

«Семь жизней» Захара Прилепина

«Семь жизней» — первая книга художественных текстов Прилепина после прогремевшего год назад на премии «Большая книга» романа «Обитель», сборника энергичной публицистики о событиях на Украине («Не чужая смута») и чтения рэпа на Красной площади.

Мыслить рассказами у Прилепина получается едва ли не лучше, чем масштабными полотнами вроде «Обители» или «Черной обезьяны».

Хотя подборка из десяти сентиментально-ностальгических зарисовок и не очень гладко вписывается в контекст его «пацанской» прозы. Сам Прилепин определяет сборник как «сад расходящихся тропок» — бесконечный водоворот неосуществившихся жизней, выводя поочередно своих шаржированных двойников — гоповатого молодого отца, затравленного школьника, случайно загремевшего в армию мальчишку.

Эти писанные пунктиром рассказы выглядят как клочки какой-то большой прозы (или жизни). Прилепин монтирует их как сцены из фильма, обрезая то начало, то конец: толком и не поймешь, был это боевик с бандитскими разборками и крутыми тачками или экзистенциальная сказка о пятилетнем мальчике, который погнался одним зимним утром за уходящим отцом, но так и не догнал его («Все было бы иначе, если б он не ушел тогда от меня»).

При этом миниатюры оказываются такими же точными и оглушающими, как и крупная проза Прилепина.

Даже рисуя семейную идиллию, он все равно конструирует максимально дегуманизированный мир — в нем оперируют категориями, не допускающими толкований: «Родина», «Ненависть», «Война» («...всякий ехал сюда за своей родиной, или за своей ненавистью»). В каждом тексте сквозит почти античная самодостаточность, помноженная на блатняк из 1990-х: «...сказал: я сильнее тебя, как человек, как мужчина, как выдумщик, как беспредельщик, как все что угодно. Понял меня? Он кивнул: понял. Сгинь! — велел. Он сгинул». Может, тропки непрожитых жизней в этих текстах и разбегаются в разные стороны, в рамках сборника они все равно соединяются благодаря фигуре рассказчика-гладиатора, которую Прилепин позаимствовал у Лимонова (тот, кстати, даже появляется в качестве героя одного из рассказов).

Стиль, таким образом, превращается в мировоззрение:

в каждом рассказе Прилепин движется к последней прямоте, прорывается к единственной и неоспоримой правде. Неважно, пересказывает он отдающую делирием историю в духе Венички Ерофеева («компания выпила три бутылки водки, это ни о чем») или сочиняет ироничный рассказ от имени загулявшего где-то на юге Италии «дурачины», на голову которого вместе с морской волной сваливается простая человеческая истина: «Я больше не люблю тебя».

Сборник «Семь жизней», несомненно, стал для Прилепина способом немного отстраниться от собственной прозы, но «правда-то всегда одна», как заявляет один из его героев, а значит, без проговаривания вечных истин не обойтись.

«О литературе» Умберто Эко

Для книги «О литературе» Умберто Эко избрал излюбленный им жанр заметок на полях мировой культуры, опробованный и на «Шести прогулках в литературных лесах», и на «Пяти эссе на тему этики». Вероятно, перевод сборника, впервые появившегося в 2005 году, не был бы так заметен, не стань он посмертным.

Смерть Эко превратила тексты, которые встретились здесь случайно (что-то было прочитано в качестве доклада на конференции, что-то опубликовано в прессе), в завещание.

Соединенные в одной книге, они вполне читаются как развернутый комментарий автора к самому себе. Ведя своего читателя между полок Вавилонской библиотеки Борхеса или вытаскивая Оскара Уайльда из сборника афоризмов, на который он неминуемо рассыпается, Эко объясняет себя. Точнее — как работает культурная память, которая всегда оставалась его главным литературным материалом.

Книга становится одним из немногих пособий, всерьез ставящих вопрос, как правильно читать:

на что смотреть в «Раю» Данте, где у Аристотеля найти современную теорию познания и как тоталитарный характер литературы приучает нас к мысли о неизбежности смерти. Главным орудием Эко в поиске ответов на эти вопросы вновь становится его стиль — немного фамильярный и демократичный, приглашающий прочесть мир как текст и мысленно возвращающий читателя к жанру интеллигентной болтовни на кухне.

«Палестина» Джо Сакко

«Палестина» художника и журналиста Джо Сакко многими до сих пор воспринимается в штыки: одних повергают в ступор откровенные палестинские симпатии автора, другие видят в ней нечто вроде романов Владимира Сорокина, из которых наскоро сварганили детскую книжку с картинками.

В 1990-х «Палестина» выходила отдельными выпусками, пока к 2001 году не сложилась в книгу.

Сегодня это документальный роман об арабо-израильском конфликте, с которого начинается история жанра графической журналистики. В 1991–1992 годах Сакко путешествовал по оккупированным территориям на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа — разъезжал по поселениям палестинских беженцев и рисовал их, документируя каждый след от израильской пули или побоев.

Книга в итоге получилась противоречивой и не всегда внятной, рассыпающейся на череду встреч с жертвами обстрелов, изгнанниками и заключенными. Заботясь в первую очередь об интонации и занимательности рассказа, Сакко не очень-то беспокоится о логике изложения.

Однако ему удалось загнать в формат комикса ту журналистику, которая заглядывает в окна и тарелки, под больничные кровати и в школьные тетрадки к универсальному «частному человеку», чтобы поговорить о глобальных проблемах.

Не то чтобы такая журналистика испытывала дефицит в притесняемых страдальцах, годных лишь на то, чтобы пристыдить в ус не дующего белого человека. Но Сакко неспроста рисует себя карикатурным корреспондентом, который вовсе не намерен информировать или шокировать читателя. Диктофон заменяет ему и аналитический аппарат, и фундаментальные знания, помогающие разобраться в природе конфликта. На то же самое отчуждение работает и форма комикса, позволяющая Сакко не впадать в вульгарное обличение виноватых или превращать рассказ о войне в медиааттракцион.

Язык грубоватого шаржа оказывается единственным инструментом, способным хоть как-то организовать утомительную многоголосицу, какой на самом деле является «Палестина». Именно он делает из книги высказывание, равное, скажем, «Ярости» Пазолини — еще одному свидетельству катастрофы, затянувшей все общество от мала до велика.

«Plus Ultra» Эдуарда Лимонова

С первого взгляда кажется, что «Plus Ultra» Эдуарда Лимонова — чистой воды абсурд. Какие-то египтяне, которые на самом деле были евреями, строят свои пирамиды по наводке сверхразумных гуманоидов. Архимед и Леонардо да Винчи, как выясняется, были одним человеком. Подобная психоделия запросто сошла бы за очередной роман Пелевина, если бы не одно но.

Лимонов — автор, последовательно презиравший на протяжении всей жизни маленького человека, — относится к своим «магическим» опытам всерьез.

Заявления в духе «Мне всегда хотелось забраться «за» человека и понять Большие величины, понять Вселенную, Вселенные, Бездну Хаоса» в его случае перерастают пустое ницшеанское бахвальство. Он действительно говорит с историей на равных, лихо конвертируя культурные и философские реалии в материал собственной прозы. Герои — в диапазоне от пульсирующих черных дыр до «похотливого молодого Фауста в колпаке чернокнижника» — отражают рассказчика, несут в себе ДНК его творчества. Книгу, конечно же, следует отнести к проходным. Но нельзя не признать, что историософские фантазмы Лимонова выходят уж точно остроумнее последних пелевинских опытов.

«HHhH» Лорана Бине

Самая короткая глава в романе 37-летнего профессора французского языка Лорана Бине состоит из одной фразы: «Кажется, я начинаю понимать: то, что я пишу, — инфра-роман». Отчасти художественная, отчасти документальная история о нацистах принесла ему в 2010 году Гонкуровскую премию за лучший дебют.

Аббревиатура «HHhH» расшифровывается как «Himmlers Hirn heisst Heydrich» («Мозг Гиммлера зовется Гейдрих»).

Так шутили эсэсовцы, умножая количество мифов и ужастиков, которые аккумулировал вокруг себя Рейнхард Гейдрих — организатор Хрустальной ночи, один из главных идеологов холокоста, ответственный за «окончательное решение еврейского вопроса». Он спровоцировал начало Второй мировой войны, разработав план «Гляйвицкого инцидента», и был прозван «пражским мясником» во время оккупации Чехословакии.

Гейдрих был убит 27 мая 1942 года двумя чешскими парашютистами — Йозефом Габчеком и Яном Кубишем, которые впоследствии стали национальными героями Чехии.

Вокруг этого убийства и выстроена книга Бине. Продираясь сквозь слухи о звериной жестокости и властолюбии Гейдриха, он следует за своим героем по пятам вплоть до самой его смерти. Так, из проведенного с дотошностью исторического исследования Бине получил бодрый детектив — возможно, лучший в жанре полудокументальных книг о нацистской Германии.

Новости и материалы
Зарплата Кордобы в «Краснодаре» выросла в полтора раза
Ребенок попал в больницу после того, как старший брат засунул ему в ухо целый орех
Посол Японии предположил, когда может быть заключен мирный договор с Россией
Мужчина украл редкую карточку с покемоном стоимостью $38 тысяч
В сети сравнили размеры всех версий PlayStation 5 – результаты не очевидны
Во время пожара на нефтеперерабатывающем заводе в Турции пострадали 12 человек
В Госдуме раскрыли, как выборы в США отразятся на конфликте на Украине
На видео попал момент удара по многоэтажке в Белгороде
Семенович «утащила» вещей из магазина на миллион рублей
Ирина Шейк вышла на публику в «голом» платье и толстовке
Олимпийский чемпион не верит, что Ковальчук усилит «Спартак»
Мужчина вновь угодил за решетку спустя 12 часов после освобождения из тюрьмы
Трамп ответил Пелоси, заявившей, что он не доживет до конца второго срока
Петербургскому публицисту Бестужеву вынесли приговор по делу о фейках про ВС РФ
Россиянин обругал матом заглохшую Lada и попал на видео
Российская чиновница бросила пакет с пустыми бутылками в стюардессу
Балицкий сообщил о попытке захвата Запорожской АЭС силами ВСУ
Журналист не исключил, что результаты выборов в США «будут оспорены на улицах»
Все новости