Джейн (Натали Портман) прочла любимой дочке сказку, тихо встала и подошла к окну, чтобы посмотреть, не едет ли вдалеке ее муж Билл (Ноа Эммерих). Сквозь раскаленный солнцем воздух была действительно видна приближающаяся фигура всадника, который, чуть не доехав до ранчо, тюфяком повалился с лошади. Пока Джейн доставала пули из спины супруга, тот прокряхтел, что за ним по пятам следуют бандиты Бишопа (Юэн Макгрегор). Обработав раны, Джейн влезла в седло и отправилась просить защиты у героя Гражданской войны и своего бывшего любовника Дэна Фроста (Джоэл Эдгертон), который сначала скривился, но потом все же дал согласие помочь с организацией баррикад.
Первый факт, который обязательно возникает в разговоре о фильме «Джейн берет ружье», — картина очень долго шла к своему зрителю.
Ее сценарий попал в список «Лучших неспродюсированных сценариев 2011 года». В 2012-м дело сдвинулось с мертвой точки, но началась чехарда с лихорадочно сменявшими друг друга режиссерами и исполнителями главных ролей. В итоге уже попавшая в проект Натали Портман своей железной рукой довела дело до победного конца, но фильм все равно еще три года пролежал на полке. Премьера была запланирована на середину ноября, но из-за терактов в Париже первый показ пришлось перенести.
Сейчас, когда «Джейн» наконец добралась до экрана, отнестись к ней можно очень по-разному.
Талантливая режиссер Линн Рэмси («Что-то не так с Кевином») наверняка превратила бы эту историю в феминистскую ревизию жанра, который традиционно застолблен мужскими шовинистскими свиньями. Собственно, из-за расхождений в трактовке персонажей, которые возникли у Рэмси с продюсерами, она (в компании, увы, с Майклом Фассбендером) и покинула проект. С этой точки зрения «Джейн», конечно, кладбище упущенных возможностей.
С другой стороны, если отбросить совершенно лишние в данном случае ожидания, то можно получить от картины удовольствие довольно редкого свойства.
Дело в том, что «Джейн берет ружье» — это кино, действительно максимально далекое от ревизионизма в духе «Омерзительной восьмерки» или «Костяного томагавка». Напротив — в процессе просмотра поклонники жанра почти наверняка не раз смахнут с ковбойских усов скупую слезу. Фильм, который в итоге поставил автор «Воина» Гэвин О'Коннор, больше всего напоминает тщательный ремейк какого-то насквозь классического вестерна. И дело не в том, что в основе сюжета — фабула позабытого британского вестерна «Ханни Колдер», а в том, насколько «Джейн» не копирует, а именно что воспроизводит дух «Великолепной семерки» и фильмов Джона Форда. Всё на месте: герои щурятся из-под широкополых шляп и теребят рукояти «кольтов», ночь разрывают вспышки выстрелов и грохот взрывов, звучит тревожная музыка.
При этом, повторимся, никаких постмодернистских отсылок и аллюзий — такого кино в прокате не было уже очень давно.
Самое интересное, впрочем, вот в чем. Даже если оставить в стороне отношения героинь Натали Портман с оружием, начавшиеся еще в «Леоне», то одно ее участие действительно придало самому жанру кое-что новое. Разумеется, Дикий Запад — это по-прежнему место для мужских игр, но «Джейн» вносит в этот канон одну важную коррективу: мамаша с ружьем в деле вендетты или хотя бы допроса с пристрастием может оказаться куда страшнее даже самых отъявленных головорезов.