В премьере примут участие актеры московских театров Анна Большова, Анатолий Кот и Андрей Кузичев.
Заняты также местные актеры Игорь Булыгин и Сергей Зырянов, выступающие на сцене Нижнетагильского театра. Ставит спектакль режиссер Владимир Скворцов, в качестве художника приглашена Мария Рыбасова. Московские артисты сыграют два спектакля на сцене Нижнетагильского драматического театра им. Мамина-Сибиряка.
Затем на их роли будут введены артисты местного театра, и спектакль войдет в репертуар.
Драматург Александр Гельман рассказал «Газете.Ru», что очень рад принять участие в этом проекте, а также тому, что его давняя пьеса обретет новую сценическую жизнь.
«Судьба пьесы «Мы, нижеподписавшиеся», по-моему, сложилась удачно, - говорит Гельман. - Ее в восьмидесятые годы ставили во МХАТе и в театре Сатиры Олег Ефремов и Валентин Плучек. Главную роль играли такие выдающиеся артисты, как Андрей Миронов и Александр Калягин. Наконец, в 1981, кажется, году Татьяна Лиознова сняла фильм по этой пьесе, и это, вообще, один из самых приятных эпизодов моей профессиональной биографии. Главную роль в фильме сыграл Леонид Куравлев, музыку написал Микаэл Таривердиев. Там снимались Клара Лучко, Юрий Яковлев, Олег Янковский. Конечно, как-либо конкурировать с ними со всеми - дело безнадежное.
Но я очень рад, что о пьесе вспомнили. Дело в том, что она, конечно, основана на советских реалиях. Там такие обстоятельства в основе фабулы, которые хорошо понятны людям, жившим в СССР, но мало что говорят сегодняшней публике.
Что такое, например, приемочная комиссия? Почему подписание ее протокола такое важное событие? Но, конечно, пьеса этим не исчерпывается. Главное там все же взаимоотношения людей, проявление характеров и т.д. Я именно для этого использовал так называемые производственные сюжеты, для построения характеров, которые с большой отчетливостью обнаруживаются в социальных конфликтах. Конечно, Нижнетагильскому театру я всячески желаю удачи. Надеюсь, спектакль приживется в репертуаре. Может быть, я его даже увижу, хотя дальние поездки теперь предпринимаю редко».
По убеждению продюсера проекта Ольги Галактионовой, пьеса Александра Гельмана нисколько не утратила остроты и актуальности.
«Я изначально хотела, работать с советской драматургией. Потому что мне представляется, что она очень высокого качества, — призналась Галактионова в беседе с «Газетой. Ru». — Прежде чем принять окончательное решение, я перечитала множество пьес: Александра Володина, Алексея Арбузова, Виктора Розова. Это очень хорошие пьесы, но
текст Александра Гельмана меня поразил неутихающим драматическим напряжением. Это настоящая современная классика. Мне кажется интересным, как она откликается на интеллектуальные вызовы сегодняшнего дня. Все сейчас склонны ругать систему, а пьеса Гельмана ясно показывает, что система – это сами люди.
Система складывается из их страстей, мотивов, поступков. Несмотря на то, что пьеса написана почти 40 лет назад, но даже лексика в ней созвучна с сегодняшней. Поэтому, я думаю, зрителям будет интересно. Вообще, я убеждена, что к драматургии Александра Гельмана театры вскоре вернутся и она займет не меньшее место в репертуарах, чем занимала в семидесятые и восьмидесятые годы».
В программе юбилейного фестиваля также значится гала-концерт, состоящий из выступлений актеров, читающих стихи Булата Окуджавы и поющих его песни. Концерт состоится на сцене заводского Дворца культуры имени Окунева. Там же покажут моноспектакли и музыкально-драматические представления, посвященные Окуджаве. По свидетельству организаторов,
общая идея фестиваля состоит в том, чтобы показать сценические произведения, находящиеся на границе жанров: музыкального и драматического, зрелищного и чтецкого.
Организаторы фестиваля полагают, что основной аудиторией станут инженеры, конструкторы, высококвалифицированные рабочие, то есть все те, кто из-за плотной занятости почти не имеет возможности посещать театры. Кроме того, зрителями фестивальных программ станут ветераны Уралвагонзавода.
Отдельная аудитория фестиваля – дети работников завода. Для них будут организованы встречи с московскими артистами и литераторами, которых ждут на праздничные дни в Нижнем Тагиле.
Фестиваль не случайно носит имя Булата Окуджавы.
С именем поэта и барда многое связано в истории и топонимике Нижнего Тагила. Окуджава прожил здесь три года с родителями. Отец поэта Шалва Степанович Окуджава, большевик с дореволюционным стажем, в последствии партийный работник, которого расстреляли в 1937 году, принимал деятельное участие в строительстве Уралвагонзавода. Здесь на доме, где жила семья поэта, висит мемориальная доска. Другая мемориальная доска, посвященная самому Булату Окуджаве, висит на здании школы №32, где он учился в первом классе в 1936-1937 годах.
Несколько лет назад нижнетагильские активисты начали работу над созданием музея, посвященного поэту и трагической истории его семьи, пострадавшей от сталинских репрессий.
Экспозицию планируется разместить в доме, где семья жила, и где, несмотря на все перестройки, сохранились в неприкосновенности две комнаты – кабинет и детская, которую занимали Булат Окуджава и его младший брат. Музей Окуджавы должен обрести свое пространство уже к концу этого года.
А фестиваль «Театральные дни имени Булата Окуджавы» станет первым городским мероприятием в рамках празднования 80-летия Уралвагонзавода.