22 ноября 1963 года во время визита в Даллас был убит 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди. Эта дата известна любому американскому школьнику, и вот однажды школьный учитель Джейк Эппинг (Джеймс Франко) волею судеб получает возможность подкорректировать одну из самых трагичных страниц американской истории. Путешествие в прошлое он осуществляет при помощи шкафа в придорожной закусочной с самыми вкусными и при этом дешевыми бургерами.
Портал ведет в 1960 год — в далеком прошлом Джейку предстоит прожить три года, причем сделать это несколько раз, поскольку история активно сопротивляется корректировке.
«11.22.63» — роман Стивена Кинга, опубликованный в 2011 году и ставший одной из лучших книг писателя за последние годы. В послесловии к книге автор рассказывает, что шел к роману об убийстве Кеннеди несколько десятков лет, подробнейшим образом изучая всю доступную информацию — от архивных документов до газетных вырезок. Иными словами, выстрелы в Далласе стали одной из маний общепризнанного мастера ужасов, и получившиеся в итоге книга и фильм, конечно, меньше всего похожи на хоррор. Продюсер сериала Дж. Дж. Абрамс немного сдвинул временные рамки (в романе Эппинг прыгал в 1958-й), но суть осталась той же. «11.22.63» — лишь во вторую очередь о путешествиях во времени, а в первую — о попытке всмотреться в важнейшую для Америки эпоху во всех деталях и подробностях, попытаться понять, что тогда пошло не так и можно ли это исправить. Многим до сих пор кажется, что если бы не пуля Ли Харви Освальда, то не было бы ни вьетнамской войны, ни многих других катаклизмов.
Ответ Кинга на эти подозрения скрупулезен, безжалостен, но неизменно увлекателен.
Проще говоря, экранизация такой книжки была лишь делом времени, а стремительный рост качества сериалов и превращение «мыла» в отдельный вид киноискусства сами собой подсказали художественную форму. 68-летнего Кинга (детство которого, соответственно, пришлось на описываемые годы) не зря почитают не просто за мастера ужастиков, а за выдающегося американского романиста, и значит, он вполне заслуживает максимально близкой к тексту экранизации. Ее Абрамс со товарищи и осуществляют. Написание сценария в этой ситуации более или менее сводилось к щадящей редактуре, позволяющей уместить 800-страничный роман в 8-серийный телефильм.
Действие здесь развивается неспешно, позволяя всмотреться в мельчайшие подробности — от костюмов и машин до перемен на физиономии переставшего частить с ролями отличного актера Франко. Чисто внешне он гармонично смотрится в любой эпохе — от Средневековья до отдаленного будущего — и при этом обладает лицом человека, с которым легко себя проассоциировать. Для прогулки по историческому парку Кинга-Абрамса это необходимое свойство, и потому остросюжетный променад получается увлекательным. А в том, что он вышел зрелищным, сомневаться не станут даже завзятые скептики, ведь Абрамс еще в «Остаться в живых» показал, что умеет сделать красиво.
Темные омуты маленьких городков, исторические выступления Кеннеди, живописные ретрозакусочные — такой уютной и слегка потусторонней Америки на экране не появлялось едва ли не со времен сериала «Твин Пикс».
Впрочем, от карнавального триллера Дэвида Линча «11.22.63» все же отличается принципиально. Поскольку речь здесь идет не о нечистой силе, а о самой истории, которую многие считают слепой и иррациональной. Отрицание этого умопостроения, которое предлагается в «11.22.63», может кого-то расстроить, но стоит вспомнить, в какое время мы живем, чтобы понять, насколько успокаивающим на самом деле может быть осознание исторической целесообразности.