«Огонь в море»
«Золотого медведя» жюри во главе с Мерил Стрип отдало документальному фильму Джанфранко Рози, в центре которого — бытование острова Лампедуза. Эта небольшая территория между Африкой и Сицилией служит перевалочным пунктом (а иногда единственной надеждой на спасение) для многочисленных беженцев, ищущих лучшую жизнь в Европе. Рози не выносит вердиктов и не делает выводов, а просто внимательно разглядывает жизнь острова, на котором почти ежедневно сталкиваются разные миры и очень разные герои. Фильм сразу после показа стал фаворитом конкурсной программы, получив самые высокие оценки от критиков и зрителей.
«Смерть в Сараево»
Лауреат Гран-при жюри нынешнего фестиваля имеет название, не допускающее множественных толкований. Да, речь действительно идет об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда Гаврилой Принципом в Сараево 28 июня 1914 года — о той самой смерти, с которой началась Первая мировая. Однако режиссер босниец Данис Танович предлагает, разумеется, не реконструкцию тех событий, а попытку проанализировать изменения, произошедшие в обществе с той поры. Действие разворачивается в отеле «Европа», ожидающем прибытия делегации дипломатов. При этом сотрудники гостиницы в эти же дни планируют забастовку из-за задержанной зарплаты.
«Будущее»
Миа Хансен-Лёве стала лауреатом приза за лучшую режиссуру. «Будущее» — фактически бенефис Изабель Юппер, которая сыграла гиперактивную преподавательницу философии, переживающую нелегкие времена. Работа не ладится, муж уходит, дети заводят семьи, мать умирает, но для героини все это не повод роптать на судьбу, а лишь возможность проверить практикой любимые концепции и помедитировать над новыми.
«Соединенные штаты любви»
Сценарная награда отошла картине Томаша Василевского, от которой критика была далеко не в восторге. В центре фильма судьбы нескольких женщин, ищущих светлого чувства в Польше начала 1990-х, как если бы «Секс в большом городе» снял польский классик Кшиштоф Кесьлевский («Три цвета»).
«Колыбельная скорбной тайне»
Филиппинец Лав Диас получил приз имени основателя Берлинале Альфреда Бауэра за открытие новых путей в искусстве, и для режиссера, фильм которого впервые попал на главный конкурс одного из трех крупнейших кинофестивалей, это абсолютная, настоящая победа. Почти все фильмы Диаса так или иначе являются попыткой отрефлексировать историю родной страны и идут от пяти часов и дольше. «Колыбельная» длится восемь (показывали ее с антрактом) и рассказывает о событиях более чем столетней давности — филиппинской революции конца 90-х годов позапрошлого века.
«Коммуна»
Приз за лучшую женскую роль отошел Трине Дюрхольм за фильм одного из сподвижников Ларса фон Триера по движению «Догма 95» Томаса Винтерберга. Фильм рассказывает о супружеской паре, заселяющей к себе в дом близких по духу людей из числа окружающих, но в какой-то момент сталкивающейся с очевидными сложностями коммунальной жизни и свободной любви.
«Хеди»
Фильм, спродюсированный классиками европейского авторского кино братьями Дарденн, был признан лучшим дебютом, а также получил награду за лучшую мужскую роль — ее удостоился Мажид Мастура. Фильм рассказывает о юном уроженце Туниса, который готовится жениться согласно традициям на малознакомой, выбранной его мамой девушке, но внутренне сопротивляется этой необходимости, поскольку хочет жить в Европе и рисовать комиксы.