Этот премиальный сезон может войти в историю Американской киноакадемии как самый скандальный. Причем новый скандал начался практически на пустом месте, в отличие от предыдущего, связанного с отсутствием в актерских номинациях 88-го (а заодно и прошлогоднего, 87-го) «Оскара» чернокожих. Кроме того, борьба за равное представительство на премии актеров всех рас, которая сопровождалась обвинениями в предвзятости пожилых и белых академиков и призывами к бойкоту самой церемонии, велась по большому счету внутри профессионального сообщества. Новая же проблема никак не связана с вопросом, хорошо ли играет Идрис Эльба или дотягивает ли его работа в «Безродных зверях» до уровня претендента на «Оскар». Все гораздо серьезнее.
На этой неделе Американская киноакадемия подала в суд на маркетинговую компанию Distinctive Assets, которая распространяет от имени «Оскара» некие подарочные наборы.
Рекламную кампанию этой акции сопровождал слоган «На «Оскаре» выигрывают все. Подарок для номинанта» (Everyone Wins at the Oscars! Nominee Gift Bags).
Судя по иску, маркетологи использовали зарегистрированный академией товарный знак для своих целей. Возмущение академии вызвало прежде всего содержимое наборов — возможно, будь там обычные подарки, проблем бы и не возникло. Но Distinctive Assets дарит, например, сертификат на услуги пластических хирургов (на $5,5 тыс.), секс-игрушку (за $250), набор для курения марихуаны (тоже за $250) и эксклюзивную туалетную бумагу (за $275). Среди подарков есть путевки на пешие путешествия по Израилю или Японии, стоимость которых составляет десятки тысяч долларов.
Общая стоимость подарков превышает $200 тыс.
toilet paper? Sure, I'm not going to buy any. I just want to be part of the focus group. #AcademyAwards #OscarGiftBag
— Rob Bradfield (@Imfromhollywood) February 18, 2016
Получают подарки не все номинанты «Оскара». Их дарят только тем, кто представлен в четырех актерских (лучшие актер и актриса, лучшие актер и актриса второго плана) и в режиссерской номинациях.
В иске академии говорится: СМИ широко обсуждают странные предметы в подарочных наборах, что не только нарушает авторские права академии на «Оскар», но и дискредитирует саму премию. Любопытно, что в прошлом году Distinctive Assets уже вручала номинантам нечто подобное, но тогда академики ограничились устными увещеваниями и никаких юридических шагов не предпринимали.
И это невзирая на то, что и секс-игрушки, и курительные принадлежности в прошлом году тоже были.
По некоторым данным, пишет The Variety, в 2015 году подарки приняли все номинанты, а также ведущий церемонии Нил Патрик Харрис. Общая стоимость подарочных наборов составила примерно $2,5 млн.
По словам адвокатов, представляющих академию в суде, компания Distinctive Assets фактически совершила обман, показав, что кинематографисты участвуют в распределении «экстравагантных подарков» или даже одобряют их.
«Академия не имеет никаких отношений с Distinctive Assets, она не нанимала эту компанию, не консультировала ее и не помогала в распространении подарков.
Все сообщения об «официальной оскаровской подарочной сумке» не соответствуют действительности», — заявили юристы.
Тем не менее скандал продолжает набирать обороты. В социальных сетях активно продвигается хештег #OscarGiftBag (подарок от «Оскара»), он понемногу вытесняет предыдущий — #OscarsSoWhite («Оскар» такой белый), который сопровождал расовый скандал. Кстати, включение в подарок путевки в Израиль привело к дополнительным протестам — британская организация, которая занимается помощью Палестине, призвала передать подарки палестинским беженцам.
До объявления лауреатов 88-го «Оскара» осталось совсем немного времени. Смогут ли подарки от изобретательных маркетологов как-то повлиять на ход церемонии, мы увидим 28 февраля.