Преуспевающая бизнесвумен Надежда (Татьяна Арнтгольц) и ее муж, погруженный в раздумья о вечном ученый Марк (Дмитрий Марьянов), оказываются в непростой ситуации. Из анонимного письма им становится известно, что их сыновья — Роман (Артур Сопельник) и Николай (Дмитрий Бикбаев) — ушли в секту «Моментум», которая в самое ближайшее время проведет зловещий ритуал «День Солнца» — массовое самоубийство своих членов.
После предыдущего ритуала погибли несколько подростков, в тюрьму сел юрист основателя секты Сельвинский (Андрей Зибров), а самого основателя Эдуарда Левински (Константин Крюков) отправили в психиатрическую лечебницу, где он вроде бы умер. На самом деле — нет. За новыми исчезновениями стоит именно он, и теперь Надежда, Марк, Сельвинский и нанятый ими профессиональный военный Алексей «Оскар» Оскаров (Валерий Николаев) отправляются в вымышленную латиноамериканскую страну Вендору, чтобы спасти своих близких от грозящей им опасности.
Телеканал «Россия» начинает показ сериала «Культ» — ремейк одноименной новозеландской драмы, 13 серий которой вышли еще в 2009 году.
Адаптация западных форматов — явление далеко не новое и чаще всего оправдывающее себя. Тем более что и само знакомство с этим понятием (в его западном, «мыльном» смысле, а не как с «многосерийными телефильмами») у нашего зрителя началось с «Рабыни Изауры», «Богатые тоже плачут» и «Санты-Барбары». Переезд в Россию у каждого шоу проходит по-разному. Фрэн из Квинса легко стала Викой из Бирюлево, а вот превратить сержанта-морпеха Николаса Броуди в майора Алексея Брагина так толком и не получилось. То же самое с недавним «Климом»: отечественный специалист по волкам и борец с преступностью оказался настолько похож на британского Лютера, что лучше бы остался на родине.
«Культ» относится скорее к тем адаптациям, которые принято считать неудачными.
Авторы отечественной версии усложнили новозеландский «Культ» и ввели дополнительных персонажей. Вместо одинокого адвоката появилась семейная пара, которая, собственно, и стала мотором всего предприятия по освобождению попавших под действие религиозной пропаганды родных, — возможно, чтобы главным героем стала нервная бизнесвумен, сыгранная Арнтгольц. В остальном все примерно так же, если, конечно, не считать перенос всей этой истории на российскую почву; с другой стороны, если бы действие «Культа» происходило в СССР, отличий было бы больше.
Но социалистическое прошлое в сериале все же присутствует: выдуманную Вендору снимали на вполне реальной Кубе.
Вообще в российском «Культе» к сюжету оригинала подошли крайне некритично. Завязка в стиле боевиков 90-х (ветеран Афганской войны возвращается в родной город и начинает бороться с коррупцией и бандитами) к этой истории подходит очень относительно, а сочувствовать главным героям не получается — они и сами слишком гротескны и неправдоподобны, и актеры играют их так, словно снимается не психологический триллер, а как раз тот самый боевик.
Удивительно, но тот же сюжет, разыгранный их новозеландскими коллегами, смотрится едва ли не фильмом ужасов, и дело тут не в сопровождающей кадры музыке.
Но, в принципе, поднятая в «Культе» проблема относится к тем, решение которых в настоящее время отсутствует. Россия пережила наплыв различных так называемых тоталитарных сект (вроде пресловутого «Белого братства») в начале 90-х, худо-бедно с ним справилась, но окончательного иммунитета не приобрела — как, впрочем, и жители других стран; в этом мы не уникальны. Следить за злоключениями героев интересно, но сериал, конечно, не может стать руководством к действию (не всегда под рукой оказываются неограниченные денежные средства и готовый к употреблению ветеран-наемник), но вспомнить недавнюю историю поможет.