Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Прежде всего это сказки»

Лео Габриадзе о «Необыкновенной выставке» Резо Габриадзе

Лео Габриадзе рассказал «Газете.Ru» об открывшейся в Музее Москвы «Необыкновенной выставке» своего отца Резо Габриадзе и сформулировал жанр его произведений.

12 февраля в Музее Москвы начала работу «Необыкновенная выставка» Резо Габриадзе, на которой представлено более шестисот живописных и графических работ художника, скульптора и сценариста фильмов Георгия Данелии. Кроме выставки в помещении музея проходят гастроли театра марионеток, которым Габриадзе руководит уже много лет. По случаю открытия «Газета.Ru» побеседовала с сыном ее героя и автора и одним из кураторов экспозиции Лео Габриадзе.

— Я некоторое время не мог понять, что вы планируете сделать — гастроли или все-таки выставку. Расскажите, как появилась идея их совместить?

— Изначально ничего подобного мы делать не хотели, речь шла только о гастролях театра марионеток в Москве. Это всегда сложное дело — мало того что встроиться в расписание действующих площадок нелегко, так еще и театр у нас необычный. То есть театр — это и так гораздо более условный вид искусства, чем кино, а в театре марионеток даже людей нет. В этом смысле наши представления действительно начинаются с вешалки — с первого шага, начиная с которого нам надо убедить зрителя поверить в происходящее. Вовлечь в эту игру непросто.

Мы с нашим продюсером стали думать, что можно сделать, и в итоге решили, что театральный зал можно построить самим — в другом, не принадлежащем действующему театру помещении.

И как-то так вышло, что в процессе обсуждения мы так увлеклись, что на эмоциях замахнулись на то, чтобы сделать не просто гастроли, а настоящую большую выставку, приуроченную к приезду театра и 80-летию Резо. Но задача выставки все-таки в том, чтобы вовлечь зрителя в мир Резо, подвести его к сцене, которая является венцом всей его деятельности.

— А почему именно театр?

— За 12 лет в кино Резо серьезно разочаровался в советской системе кинопроизводства. Он страшно переживал каждый раз, когда ему надо было приезжать в Москву на корректуру и утверждение сценария. И так совпало, что, когда стали восстанавливать старый Тбилиси, к нему обратились с предложением принять в этом участие. Он подумал и решил сделать театр марионеток, возможности которого, по его убеждению, во много раз превосходят возможности кинематографа. У Резо в театре, что называется, тотальная режиссура. Он не просто ставит спектакли, он сам делает всех кукол, одевает их, рисует декорации, продумывает сценографию — делает абсолютно всё. Великий театральный режиссер Гордон Крэг в свое время тоже ушел в театр марионеток, потому что ни один другой театр не дает таких возможностей постановщику. Резо в этом смысле очень повезло, он обладал всеми необходимыми навыками — рисовал и лепил он всю жизнь, а о его драматургических талантах и говорить нечего.

— Расскажите теперь немного о том, как организована эта выставка? Чего ждать зрителям?

— У нас были наполеоновские планы — собирались поставить под сотню проекторов, но в итоге ограничились шестьюдесятью (улыбается). Наша команда — аниматоры, дизайнеры — проделала огромную работу: мы отсканировали порядка тысячи работ Резо. Там можно найти все что угодно: потрясающие рисованные истории про Пушкина, заметки на полях из записных книжек, раскадровки… Разумеется, такой невероятный массив зрителю было бы сложно воспринять в формате обыкновенной выставки, поэтому мы перевели все это в анимацию, которая будет сопровождать посетителей во время прогулки по экспозиции. Кроме того, в процессе подготовки случилась еще одна история. Резо впервые открыл комнату в своей квартире в Тбилиси, где хранил множество рисунков и куда много лет никого не пускал.

Это тоже сыграло свою роль в том, что мы решили делать выставку: я понял, что у нас есть доступ к огромному количеству прекрасного и горячо любимого мной материала.

— Спектакли, с которыми театр приезжает в этот раз, те же, что и на прошлых гастролях, или есть какие-то премьеры?

— Это сложный вопрос. С одной стороны, да, те же, хотя «Бриллиант маршала де Фантье» москвичи видели всего несколько раз. С другой — те, кто уже был на представлениях во время прошлых гастролей, наверняка удивятся. Для Резо ни один спектакль никогда не закончен, он все время что-то доделывает, дописывает, дорисовывает. Каждое представление получается уникальным.

— И напоследок, можете сформулировать жанр этих спектаклей? Насколько они похожи на фильмы, для которых Габриадзе писал сценарии?

— Да, про кино это правильный вопрос, с точки зрения не жанра, наверное, а духа, интонации они очень близки. Фильмы Резо — что это за жанр? Там есть и смешное, и грустное, полный эмоциональный спектр. Но вообще я в последнее время по понятным причинам много думал о том, что Резо делает всю жизнь, о сценариях, спектаклях и понял, что прежде всего это сказки — но очень, так сказать, приземленные. Сказочные сюжеты у него идеально вписаны в реалистический канон и при этом сохраняют все свойства — там есть и преувеличения, и точные метафоры, за которыми скрывается очень много правды.

Новости и материалы
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
У здания калининградского суда подрались участницы процесса
Бывший гендиректор «Ростова» задал острый вопрос РФС
Все новости