Музыканты рок-группы Led Zeppelin Джимми Пейдж, Джон Пол Джонс и Роберт Плант были допрошены в рамках подготовки к судебному заседанию о плагиате в самом известном хите команды «Stairway to Heaven» («Лестница в небо»). Музыкантов опрашивали по отдельности в течение месяца, но в итоге адвокат истцов попросил больше времени на предварительное ознакомление с материалами, сообщает Bloomberg. Участники Led Zeppelin все обвинения в нарушении авторских прав в очередной раз отвергли.
Иск от наследников
Иск против знаменитой команды в мае 2014 года подали наследники гитариста группы Spirit Рэнди Калифорнии и басист Марк Андис. В документе музыканты и их лейбл Warner Music обвиняются в нарушении авторских прав: при создании «Лестницы в небо» Плант и Пейдж заимствовали отдельные моменты написанной Калифорнией инструментальной композиции «Taurus», которую Spirit включила в свой дебютный альбом. В частности, речь идет о проигрыше в самом начале «Лестницы».
«Taurus» была записана в 1968-м, а «Stairway to Heaven» Led Zeppelin написала в 1971-м — она вошла в «Led Zeppelin IV».
Рэнди Калифорния играл в Spirit с момента основания группы и до своей гибели в 1997 году. Он признавался, что многие слушатели указывали ему на сходство мелодий песен, но никаких юридических шагов относительно нарушения авторских прав не предпринимал. Его наследники оказались более меркантильными — они требуют от Led Zeppelin поделиться доходами, которые группе и музыкантам принесла «Лестница». Потенциально это может быть очень прибыльно для истцов — в 2008 году бизнес-журнал Conde Nast Portfolio оценил выручку от продаж трека и роялти в $562 млн.
Срок давности
Правда, обо всей этой сумме истцы могут только мечтать. По американскому закону об авторском праве, указывал Forbes, после подачи иска в случае победы наследники автора «Taurus» могут рассчитывать только на доходы от будущих релизов «Stairway to Heaven» и как-то влиять на возможные переиздания наследия Les Zeppelin. Однако и $13 млн в год — неплохой повод побороться за правду.
Конечно, суд будет ориентироваться на документальные доказательства того, что ответчики были знакомы с оригинальной композицией и имели возможность для копирования ее элементов.
С этим у истцов как раз проблем нет — в конце 1968-го и начале 1969-го Led Zeppelin выступала вместе со Spirit и наверняка слышала, что те играли.
Кроме того, истцы должны представить суду заключения экспертов о том, что мелодии похожи, и вот тут они натыкаются на почти непреодолимую стену, из-за которой и просят отложить слушания. Адвокат истцов Фрэнсис Малофий пожаловался, что «Stairway to Heaven» — один из самых защищенных объектов авторского права и получить доступ к многодорожечной версии очень сложно. Он также указал, что о самом существовании такой версии было неизвестно до последнего времени.
Защита защищается
Конечно, и у музыкантов Led Zeppelin, и у Warner Music, и у их армии юристов есть возможности отбиться от претензий. Например, они могут доказать, что последовательность аккордов, которую Калифорния использовал для «Taurus», неоригинальна. Кроме того, они могут сослаться на различные варианты, когда использование фрагментов других произведений допустимо и не требует выплаты вознаграждения автору оригинала. Причем недавно Апелляционный суд второго округа США решил, что для правомерности использования чужого контента не обязательно его комментировать, критиковать или пародировать.
Впрочем, вариант честного использования, скорее всего, будет применен только в самом крайнем случае — поскольку такая победа в суде сделает «Stairway to Heaven» вторичной по отношению к «Taurus».
В первую же очередь юристы Led Zeppelin попытаются доказать, что музыканты сочиняли свою песню обычным порядком, не переслушивая бесконечно инструменталку Spirit, и обещают представить сохранившиеся записи. Но одну судебную битву Led Zeppelin уже проиграла — осенью 2014 года суд, выслушав доводы сторон, не стал отклонять иск, как настаивали юристы ответчиков. То есть до полноценных слушаний дело дойдет в любом случае, но их дата пока не назначена.