Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

5 главных книг января

Новые книги Орхана Памука и Марины Степновой

Новый роман Орхана Памука о Стамбуле, неаполитанские сказки, свежее исследование «глобальной деревни» и психотерапевтический роман о холокосте: «Газета.Ru» рекомендует пять главных книг января.

«Сказка сказок, или Забава для малых ребят» Джамбаттисты Базиле

Джамбаттиста Базиле (1566–1632) — неаполитанский сказочник, перемешивающий волшебство с сатирой. Его «Сказка сказок» — это в первую очередь с десяток узнаваемых сюжетов, от хрестоматийной Спящей красавицы до заточенной в бочку княжны с царевичем из пушкинской «Сказки о царе Салтане». Шарль Перро, братья Гримм и другие европейские сказочники растащили Базиле на фабулы, метафоры и отдельные образы, игнорируя внутреннюю цельность, пестроту и убедительность нарисованного им мира. В то время как неаполитанец открыл бесконечные возможности игры с формой и языком, сохранившиеся в русском переводе благодаря Петру Епифанову.

Волшебная сказка у Базиле в любой момент может обернуться хоррором или бытовой драмой, а бедняк — заговорить на языке Петрарки. Центр тяжести при этом все же смещен в сторону сатиры. Поэтому «Сказка сказок» читается как цветастая энциклопедия, полная юмора и неаполитанских бытовых подробностей — от лихой солдатской брани до придворных танцев и детских игр начала XVII века. Он рисует «Неаполь, каков он есть» — это город-праздник, город-стихия и город-пародия, в котором безграмотные старухи говорят исковерканными латинскими пословицами или цитатами из Овидия, а физиологические отправления и насилие не мешают совершаться чудесам. И главное, для Базиле этот шумный и пахучий мир, со всех сторон обложенный гастрономическими метафорами, достойными Рабле, — родной. Он плоть от плоти южноитальянского городского фольклора, в рамках которого добродетель всегда немного отдает скоморошеством.

Чем-то подобным представляется «Амаркорд» Феллини: книга Базиле — это тот же монтаж эпизодов, мозаика, способная каждый раз собираться и разбираться заново. В прошлом году по мотивам «Сказки сказок» вышел фильм Маттео Гарроне «Страшные сказки».

«Мои странные мысли» Орхана Памука

На первый взгляд новая книга Орхана Памука выглядит как «еще один роман о Стамбуле», городская лирика, замаскированная под путеводитель. Это девятый роман нобелевского лауреата, имя которого прогремело после публичных высказываний о геноциде армян в Турции и последовавшего за ними судебного процесса. Чтобы поработать над книгой, Памук даже уехал из Индии, где жил последние годы с женой — писательницей Киран Десаи.

Его герой — очередной шатающийся по улицам Улисс, на этот раз выходец из турецкой бедноты Мевлют, перебравшийся в Стамбул из деревни, чтобы вместе с отцом торговать йогуртом и бузой, слабоалкогольным напитком. Собственно, из его «странных мыслей» и сконструирован роман. По его следам отправляется читатель, наблюдающий за тем, как менялась Турция с 1954 по 2012 год (узловыми точками становятся «холодная война», оккупация Кипра турецкими войсками, развал СССР). Мевлют — это вновь, как и герой «Музея невинности», персонаж, угодивший в воронку между старой и новой культурой, городом и деревней, красавицей-невестой, которую он заваливал трогательными письмами, и ее старшей сестрой, доставшейся ему в жены по недоразумению.

Роман при этом кажется удивительно традиционным, плавно скачущим от одной сюжетной линии к другой, из 1960-х в 2000-е, то есть от детства Мевлюта к истории уже его детей. Как и книга «Джевдет-бей и сыновья», это история нескольких поколений стамбульской семьи. Но все же этот текст не так прост. С одной стороны, Памук преподносит поток мыслей в духе Джойса, с другой — немного утомительную прозу мелочей и подробностей, в границах которой взгляд цепляется за каждый брошенный по дороге окурок. Именно из таких «окурков» он и собирает по крупицам свое поистине громадное полотно, мимоходом замечая, как совершались государственные перевороты, менялась политическая элита и место маленького затравленного человека в мире.

«Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху» Этана Цукермана

«Новые соединения» — свежее исследование «глобальной деревни» с прицелом на цифровые технологии, которые подстегивают социальные изменения. Дебютная книга Этана Цукермана, директора Центра по изучению гражданских медиа при Массачусетском технологическом институте и блогера, начисто лишена той наивной футурологии, которой грешит большинство специалистов по социальным сетям.

Цукерман убедительно и подробно объясняет, какую роль сыграл Facebook в «арабской весне» в 2011 году, когда пали автократические режимы Туниса, Египта и Ливии, и почему старые методы прогнозирования изменений больше не работают (потому что сегодня сдвиги происходят одновременно на технологическом, политическом и социальном уровнях). Меняются принципы самоорганизации и механизмы принятия решений — меняется вся система в целом. Глобализация, по его мнению, вместо того чтобы наконец-таки превратить мир в открытую социальную структуру, только лишь породила новые секреты — вроде обрушивших весь финансовый сектор кредитов, которые банки США выдавали ненадежным заемщикам. В итоге оказалось, что чем прочнее и обширнее связи, тем больше возникает тайн. Главный вопрос, на который в этой связи отвечает Цукерман: «Что нам нужно, чтобы понять сложный и взаимосвязанный мир?». Книга вышла в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem.

«Цветы тьмы» Аарона Аппельфельда

Хуго Мансфельду 11 лет, и его жизнь проходит в ожидании, когда же появится крестьянин, который заберет его в горы — подальше от мамы и папы, родного города и зверствующих нацистов, которые то и дело увозят его друзей и родственников в неизвестном направлении. Однако крестьянин так и не появился, а люди исчезать не перестали. Чтобы спасти Хуго, мама отдает его подруге детства — проститутке Марьяне, в чулане которой он и проведет большую часть войны, прислушиваясь к каждому шороху за стенкой и дожидаясь, когда за ним придут.

Восьмидесятилетний израильский писатель Аарон Аппельфельд и сам ребенком пережил холокост, сначала прячась в украинских лесах, потом служа поваром в Красной армии. На его век выпали мировая война, концентрационный лагерь и побег из него. В 1946 году, за два года до провозглашения независимости Израиля, он уехал в Палестину, сменил имя Эрвин на Аарон и принял решение выучить иврит, чтобы впредь писать только на нем, позабыв родной немецкий. В этом смысле его роман «Цветы тьмы» важен в первую очередь как опыт нащупывания языка, с помощью которого сегодня можно говорить о катастрофе. Это выдержанная, спокойная проза, лишенная попыток описать неподъемные для человеческой психики страдания и разбередить историческую травму. Хуго взрослеет и живет воспоминаниями, не надеясь на будущее, а Аппельфельд раз за разом пишет романы про холокост, чтобы никогда не возвращаться в прошлое.

«Где-то под Гроссето» Марины Степновой

Герои нового сборника рассказов Марины Степновой — люди-невидимки, как правило, женщины, девочки, бабушки — несчастненькие, нелюбимые, уставшие. Все проживают жизнь неправильную и чужую, стыдятся себя и своих родных, тонут во всех этих супах-борщах-детях, глотают таблетки и бегут от реальности в книги. Ее большие романы, соединяющие в себе легкий глянцево-журнальный стиль с более или менее вечными темами («Хирург», «Женщины Лазаря», «Безбожный переулок»), гремят в прессе, получают премии и неизменно оказываются на полках с бестселлерами. Рассказы же функционируют чуть иначе: их можно щелкать как семечки, не замечая ни убывающий объем книги, ни содержание прочитанного. Некоторая растрепанность мысли, мешающая восприятию ее романов, ликвидируется за счет малой формы, и книга становится тем, чем, собственно, и должна быть: качественной литературой на раз, почти поэзией в прозе, рассыпающейся на емкие бытовые этюды.

Новости и материалы
Сальдо заявил о снижении интереса к украинскому языку в Херсонской области
Спрос на пионы в России резко вырос за последние два года
В США построят два новых ракетных фрегата за $1 млрд
Критик Соседов объяснил, почему не будет слушать новый трек Пугачёвой
В Турции предложили премии за доносы на неплательщиков налогов
Трамп заявил, что США лишились уважения при президентстве Байдена
Белоруссия окажет помощь пострадавшим от паводков Оренбургской и Курганской областям
TikTok вводит «политическую» цензуру
Методист дала советы, какие темы повторить перед ЕГЭ по русскому языку
Власти Крыма призвали не публиковать видео ударов ВСУ после массированной атаки
ФСБ на Камчатке задержала экс-инспектора паспортно-визовой службы
Стала известна дата выхода нового фильма Спилберга
Брянский губернатор сообщил о сбитом над областью беспилотнике
Сенат вновь провалил законопроект об ужесточении защиты границы США
Байден заявил о планах включить Кению в число основных союзников США вне НАТО
Защита генерал-майора Попова обжаловала его арест
Президент Чехии попал в мотоаварию и пробудет в больнице несколько дней
Американские нефтяники хотят вернуться на рынок Венесуэлы
Все новости