Скалли (Джиллиан Андерсон) работает в больнице: пришивает уши детям — жертвам генетической аномалии. Малдер (Дэвид Духовны) сидит в своей глуши в окружении фотографий с мест крушений НЛО и других призраков прошлого. Отдел «Секретные материалы» уже много лет закрыт, но заместителем директора ФБР по-прежнему служит Скиннер (Митч Пилледжи), который предлагает экс-коллегам обратить внимание на пытливого телеведущего Теда О'Мэйли (Джоэл Макхэйл), который с азартом Аркадия Мамонтова рассказывает телезрителям о том, как им врет правительство. О'Мэйли назначает бывшим агентам встречу и везет к девушке Свете, которую вроде как многократно похищали инопланетяне, о чем свидетельствуют зарубки на ее животе.
Впрочем, вскоре выясняется, что в смысле инопланетян последние 20 лет все тоже было, как говорится, не так однозначно.
Звучит знаменитая музыкальная тема Марка Сноу, на экране поверх грозового неба загораются буквы, гласящие, что истина где-то рядом. То, чего многие годы ждали фанаты «Секретных материалов», наконец-то случилось: 24 и 25 января на американском телевидении вышли первые две серии нового, десятого сезона, а во вторник зрители российского канала ТВ-3 увидят их обе разом. Ждали этого возвращения 13 лет — два полнометражных фильма не в счет, потому что были похожи, скорее, на случайный спазм коматозного больного, чем на оригинальный сериал. Да и вообще, Малдер и Скалли все-таки созданы для долгих — хотя и не всегда счастливых — историй.
Третьим главным действующим лицом проекта по-прежнему остается Крис Картер — отец-основатель, сценарист и режиссер, приложивший все усилия, чтобы новые серии смотрелись так, будто бы и не было всех этих лет разлуки с героями. Впрочем, нет, не совсем так. Стилистически новые «Секретные материалы» полностью повторяют, скажем так, визуальный код оригинала. Что же до содержания, то герои, к счастью, не пытаются молодиться: Духовны уже 55, Андерсон — 47. У обоих за плечами множество работ, они смогли пережить карьерный кризис после закрытия сериала и к своим героям возвращаются состоявшимися и многое доказавшими артистами. В соответствии с этим изменились и герои. Скалли стала более порочной — в духе героинь Андерсон из «Ганнибала» и «Падения». Небритого и заматеревшего Малдера уже никак не примешь за одержимого пришельцами гика.
При этом оба героя сохранили пытливый ум, мешающий карьерному росту, но помогающий при решении более глобальных проблем.
Вернув своих героев на экран, Картер, очевидно, понимал, насколько многое изменилось за прошедшие годы. Туманные намеки на бесчеловечные правительственные эксперименты остались в прошлом, Америка пережила Буша-младшего, разочаровалась в Бараке Обаме и переживает сильнейший идеологический кризис, связанный среди прочего и с тем, что все больше людей вновь, как и в середине 1990-х, проверяют в интернете разнообразные теории заговоров. И с этим связана главная метаморфоза «Секретных материалов»: они стали громче, отчаяннее, прямолинейнее. Герои уже не подозревают правительство в замалчивании фактов, они точно знают, что власти врут давно и постоянно, вопрос только — в чем. В какой-то момент кажется, что Крис Картер решил под видом прайм-таймового сериала экранизировать популярную теорию о том, что Землей управляют рептилоиды, но до этого пока все же не дошло.
Единственная серьезная претензия, которая может возникнуть к новым «Секретным материалам», заключается в их старомодности.
Очевидно, что шестисерийный новый сезон будет связан единой сюжетной линией и в целом станет динамичнее, но современный зритель привык к несколько иному ритму повествования, и не факт, что вернувшиеся Малдер и Скалли легко завоюют новых фанатов. С другой стороны, многомиллионная армия старых фанатов точно будет довольна, а тем, кто никогда не видел главного творения Картера, имеет смысл попробовать — несмотря на несовременность, «Секретные материалы» по-прежнему сохранили неуловимую магию и уют первых серий. Наконец, о происходящем в мире Картер умудряется говорить едва ли не более прямо, чем двадцать с лишним лет назад.