Российский прокат во время длинных январских каникул всегда показывал результаты если не выдающиеся, то близкие к этому, а первый уикенд года вообще считается у прокатчиков наиболее лакомым в плане сборов. И если когда-то давным-давно эти выходные были лишь одними из лучших, то с 2011-го просто стали самыми-самыми — именно тогда сборы уикенда впервые в истории российского проката превысили миллиард рублей.
С тех пор суммарная выручка новогодних каникул только росла — впрочем, в зависимости от количества кинотеатров.
А сущность так называемой «новогодней битвы» заключалась в противостоянии отечественных и зарубежных релизов — кто привлечет больше всего зрителей и, соответственно, заработает больше всех. Как-то сама по себе сложилась ударная пара непременных участников битвы со стороны России — продюсерский проект Тимура Бекмамбетова «Елки» и мультфильмы студии «Мельница» о трех богатырях, Иване Царевиче и его Сером Волке. «Елки» выходили в декабре и неизменно окупались в прокате, а с началом января эстафету подхватывали герои русских сказок, которые тоже удивляли сборами.
В 2015-м за первый уикенд отечественные кинотеатры собрали 2,2 млрд руб., а общие сборы первых десяти дней года превысили 4 млрд (около 10% всей годовой выручки). И пусть там главным оказался лишь условно наш «Седьмой сын» Сергея Бодрова (928 млн руб. за 11 дней) — стопроцентно наш мультфильм «Три богатыря: Ход конем» заработал 840 млн руб. и опередил совсем не наш «Исход: Цари и боги» (813 млн).
К началу «новогодней битвы» 2016-го ситуация принципиально осталась той же самой.
На этот раз обошлось без «Елок» — их лавры примерила на себя караоке-комедия «Самый лучший день». Роль прошлогоднего блокбастера «Хоббит: Битва пяти воинств» досталась седьмому эпизоду «Звездных войн» (вышел в прокат 17 декабря). Ну а юных зрителей приглашали посмотреть третью серию мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк» — как адекватную замену богатырям.
Победил российский мультфильм — «Иван Царевич и Серый волк 3» собрал за десять дней, по предварительным данным, 691 млн руб.
<2>При этом картина удерживала первое место шесть дней и, конечно, стала лидером самого первого уикенда 2016 года (303 млн руб.). Подвинуться ей пришлось только после выхода вестерна «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в роли траппера с Дикого Запада, который стал аналогом прошлогоднего «Седьмого сына».
«Выживший» с ходу заработал 7 января 165 млн руб., а к концу уикенда довел свои сборы в России до 500,6 млн руб. (по предварительным данным «Бюллетеня кинопрокатчика»). Этой выручки хватило «Выжившему» для второго места в общем зачете «новогодней битвы» и для первого — по итогам второго уикенда.
Большой выручкой смог похвастаться и «Самый лучший день». Комедия автора «Горько» Жоры Крыжовникова вышла в прокат в последние выходные 2015 года, с «Пробуждением Силы», разумеется, не справилась, но второе место после уикенда 24–27 декабря заняла заслуженно (со 150 млн руб.). Достойно показала себя эта лента и на каникулах, заработав еще 425,4 млн руб. в свою копилку.
Общие сборы «Самого лучшего дня», по данным компании «BAZELEVS», сейчас составляют 642 млн руб.
Почти столько же в новогоднем забеге заработал и фильм «Звездные войны: Пробуждение Силы», который уже к концу декабря мог похвастаться сборами в 1,4 млрд руб. За 10 дней зрители добавили в его копилку еще 425 млн руб., и седьмой эпизод космической саги разделил третье место «новогодней битвы» с «Самым лучшим днем».
За месяц «Пробуждение Силы» заработал в России 1,83 млрд руб.
Фильм пока уступает по суммарной выручке «Аватару» (3,57 млрд руб.) и «Миньонам» (1,87 млрд руб.). Отставание от желтеньких помощников злодеев у обитателей далекой-далекой галактики, впрочем, совсем небольшое, так что «Миньоны» могут потерять второе место уже после уточнения результатов уикенда, который закончился 10 января. Ну или в один из первых дней новой, рабочей недели.
А вот суммарные сборы российских кинотеатров за первые десять дней года снизились. По данным РБК, они составили 3,1 млрд руб. — на четверть меньше, чем было в 2015 году.