Женя Кириллов (Евгений Миронов) когда-то окончил Бауманку, но ныне ведет небольшой бизнес в родном Бирюлево с бывшей женой (Ксения Раппопорт) и мечтает свалить из России. На этом пути у него наметились определенные подвижки: после длительной переписки с норвежской альбиноской Брунхильд (Северия Янушаускайте) он находится в полушаге от брака, получения рабочей визы и открытия блинной в свободной Европе. Однако накануне приезда будущей супруги в гости заглядывает троюродный брат Митяй (Андрей Мерзликин). Шмыгая перебитым носом, он почти насильно просит Женю присмотреть за делами клининговой компании, состоящей из нескольких уроженок Средней Азии. В нагрузку к ним в жизнь Кириллова входит и мент-патриот Серега, постепенно заставляя героя усомниться в перспективах переезда в вожделенную Скандинавию.
Так сложилось, что в нынешнем году уже вышло несколько ярких фильмов, удачно рефлексирующих по поводу, казалось бы, осточертевшей «русской жизни».
С разных сторон на нее уже посмотрели Петр Буслов в «Родине» и Василий Сигарев в «Стране Оз». Теперь настал черед Алены Званцовой, которая широкому зрителю известна прежде всего как сценарист «Оттепели» Валерия Тодоровского. После ставшего хитом сериала она самостоятельно сняла блестящий, но так и не показанный по телевизору нуар-сериал «Прощай, любимая». Теперь на широкие экраны одновременно с уничтожающими конкурентов «Звездными войнами» выходит ее «Норвег», к которому, несмотря на всеобщий ажиотаж вокруг людей с лазерными мечами, стоит присмотреться повнимательнее.
Уже на уровне завязки понятно, что речь пойдет о столкновении ментальностей, и большая часть российских зрителей от такой заявки заранее скривится, ожидая очередных диванных дискуссий, кое-как переведенных на язык кинематографа. И поначалу ожидания, пожалуй, оправдаются: в первые несколько минут персонажи выглядят слишком типажно и не вызывают никакого желания наблюдать за ними почти два часа. Тем не менее очень быстро направление зрительских симпатий меняется, а потом еще и еще раз. Оказывается, что Званцова не только идеально выхватила типажи, конфликт между которыми неизбежен, но и поймала почти неуловимую парадоксальность, свойственную любому нашему соотечественнику — от физиков до лириков и от гопников до полицейских.
У каждого из героев здесь будет свой момент низости и своя минута героизма, а вместе все эти эпизоды сложатся в пеструю картину, которая с точки зрения отражения действительности временами максимально близка к «Гаражу» Эльдара Рязанова.
Аналогия с советскими образцами комедийного жанра здесь неслучайна. Званцова, которая неоднократно рассказывала о том, что является благодарным зрителем зарубежных сериалов, здесь вполне осознанно играет на поле отечественной классики. Об этом свидетельствует не только финальный оммаж «Белому солнцу пустыни», но и главный герой: Евгений Миронов в характерных очочках — явный наследник героев Андрея Мягкова из рязановских комедий, и прежде всего из «Служебного романа». Кажется, что отчасти именно этой стилистикой обусловлен и уютный, но совсем незрелищный формат «Норвега», который наверняка смутит привыкшего к блокбастерам зрителя. Впрочем, всеми этими недостатками вполне можно пренебречь, поскольку, положа руку на сердце, о здешней действительности «Норвег» все равно рассказывает точнее, чем «Духлесс 2», даря зрителю не звон в ушах, а удовольствие уже почти позабытое — хорошее настроение.