Американская киноакадемия объявила список претендентов на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Представляющая Россию историческая драма Никиты Михалкова «Солнечный удар» в итоговую девятку не попала. Экранизация одноименного рассказа Ивана Бунина и фрагментов «Окаянных дней» была выбрана Российским оскаровским комитетом единогласно, но сам режиссер оценивал шансы картины на премию как очень низкие. Михалков сомневался в благосклонности американских академиков из-за того, что находится в черном списке на въезд на Украину.
Отбор номинантов на иностранный «Оскар» проходит в несколько этапов. Сначала своего претендента называет каждая страна — в этом году, например, Американская киноакадемия получила 80 заявок со всего мира. Из этого длинного списка после предварительных показов в шорт-лист отбирается девять фильмов.
В девятку вошли «Новейший завет» (Бельгия), «Мустанг» (Франция), «Сын Саула» (Венгрия), «Объятия змеи» (Колумбия), «Война» (Дания), «Лабиринт лжи» (Германия), «Гордость» (Иордания), «Вива» (Ирландия) и «Фехтовальщик» (Финляндия).
Черная комедия о живущем в Брюсселе боге «Новейший завет» и «Объятия змеи» о путешествии ученых в джунглях Амазонки показывали на каннском «Двухнедельнике режиссеров». «Война» рассказывает об участии датских военных в войне в Афганистане и о том, как это сказывается на их семьях. Французский «Мустанг» (дебют режиссера турецкого происхождения Дениз Гамзе Эргювен) снят на турецком языке и рассказывает о пяти сестрах, которых родители пытаются заставить жить в соответствии с традиционными ценностями; он тоже был представлен в Каннах и недавно попал в шорт-лист еще одной престижной премии — «Золотой глобус».
Венгерская военная драма Ласло Немеша «Сын Саула», в которой показаны два дня из жизни заключенного в Освенциме еврея, участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля и получила Большой приз жюри. А иорданская «Гордость» была отобрана для венецианских «Горизонтов» и принесла Наджи Набу Авару приз за режиссуру.
Ну а в финском «Фехтовальщике» Клауса Хярё легко обнаружить и русский след.
Картина предлагает очень вольный (еще более вольный, чем экранизация Бунина Михалковым) пересказ биографии эстонского фехтовальщика и тренера Энделя Нелиса, который после окончания Великой Отечественной войны занимался созданием фехтовальной школы в Эстонии. По сценарию он переезжает в небольшой город Хаапсалу на западе Эстонии, скрываясь от преследования всемогущего КГБ — его ищут из-за того, что во время войны он был призван в немецкую армию. Реальность не столь трагична: Нелис спокойно окончил Ленинградский институт имени Лесгафта, потом работал учителем физкультуры (как раз в Хаапсалу), сам был чемпионом (он стал лучшим фехтовальщиком Эстонии в 1955-м) и наставником чемпионов — как СССР, так и мира. То есть ни секретным службам СССР не надо было искать спортсмена, который и не скрывался, ни Нелису не нужно было бояться преследователей.
Одну из ролей в этой картине сыграл Кирилл Кяро, который в этом году появился, кажется, практически во всех заметных российских телесериалах.
Прокомментировать расклад и выделить фаворитов номинации «Газета.Ru» попросила продюсера номинированного год назад «Левиафана» Александра Роднянского.
«Американская киноакадемия в этом году продемонстрировала свою традиционную последовательность в отборе номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Это прежде всего фильмы, которые отличаются смелостью, яркостью, свежестью киноязыка. Это сочетание новаций, прорывов в художественных решениях с очень острыми провокативными темами. На меня неожиданно сильное впечатление произвел фильм «Сын Саула», получивший Гран-при в Каннах. На мой взгляд, это сильнейший претендент на премию «Оскар». Я посмотрел за свою жизнь примерно 50 фильмов о холокосте, и 51-й смотреть не хотел, но это очень сильная картина. Субъективная камера следует за главным героем, который пытается в концлагере найти раввина, с тем чтобы похоронить умершего сына.
Этот прием производит колоссальное впечатление, граничащее с физической невозможностью видеть происходящее на экране.
Кроме того, мне очень понравился фильм «Мустанг» режиссера Дениз Гамзе Эргювен. Полагаю, что основная борьба может развернуться как раз между этими двумя фильмами. «Мустанг» — первая картина турчанки, живущей во Франции, выдвинутая соответственно от Франции на соискание «Оскара». Удивительный факт: несмотря на то что в этом году в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» получил «Дипан» Жака Одияра — в оскаровской гонке он остался позади. История пяти сестер, живущих на севере Турции, показанная в «Мустанге», — один из главных сюжетов сегодняшнего времени. Мы видим, как жизнь благополучного, жовиального семейства под давлением ограничений, продиктованных религией, оборачивается несчастьем для этих девочек, как родной дом превращается стремительно в тюрьму. И я отмечу, конечно, «Новейший завет» Жако ван Дормеля про живущего на земле Бога, причем живущего в Брюсселе с женой и двумя детьми. На мой взгляд, эти три фильма репрезентируют то, что на сегодняшний день интересует американскую киноакадемию, — радикальность художественного мышления и содержательного высказывания».
Окончательный выбор американских киноакадемиков станет известен 14 января. А лауреаты 88-го сезона «Оскара» будут названы на церемонии, которая пройдет 28 февраля в голливудском Dolby Theatre.