Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Большая книга о репрессиях

В десятый раз объявлены лауреаты премии «Большая книга»

Лауреатом десятой литературной премии «Большая книга» стала Гузель Яхина: приз она получила за роман «Зулейха открывает глаза», обойдя Романа Сенчина с «Зоной затопления» и Валерия Залотуху со «Свечкой».

«Большая книга» никогда не была только хит-парадом лучших книг года. За десять лет самый большой среди аналогичных премий призовой фонд (победитель получает 3 млн руб., второй призер — 1,5 млн и третий — 1 млн руб.), помноженный на символический вес награды, сделал ее главным событием литературного сезона. Решения, которые принимает сотня членов Литературной академии, редко бывают конъюнктурными или бьющими совсем уж невпопад.

Всего в короткий список премии в этом году вошли девять произведений. Среди них — «Любовь к трем цукербринам» Виктора Пелевина, «Русская канарейка» Дины Рубиной и вышедшая в серии ЖЗЛ биография Андрея Вознесенского, написанная журналистом Игорем Вирабовым.

К сегодняшнему дню среди лауреатов разных лет значились Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Даниил Гранин, Михаил Шишкин, Владимир Маканин, Леонид Юзефович и другие — то есть авторы, уже сформировавшие современный литературный канон.

В этом же году премия досталась роману «Зулейха открывает глаза» молодой писательницы из Казани Гузели Яхиной — тексту, который проходит по разряду «крепкий дебют». Однако в данном случае это вовсе не обозначает, что начинающему автору снисходительно выдали аванс. Женская лагерная проза, дополненная подробностями быта татарской деревни, — это, несомненно, попадание в десятку. Неспроста мнение жюри премии в этом году совпало с читательским — те также отдали первый приз Яхиной.

Второе место читатели присудили Анне Матвеевой за сборник рассказов «Девять девяностых» — о бандитских 90-х в рабочих кварталах Екатеринбурга. Третий приз читательского голосования и второй «Большой книги» достался «Свечке» Валерия Залотухи — его последнему роману о том, как «человек пошел однажды защищать демократию и встретил Бога», над которым автор работал последние 12 лет своей жизни.

Роман Яхиной о репрессиях неизбежно вступает в диалог с прошлогодним лауреатом — Захаром Прилепиным, который в «Обители» решил переосмыслить лагерный опыт 1920-х.

Первая — и самая удачная — часть текста Яхиной пестрит лубочной экзотикой. Уже немолодая Зулейха живет в глуши жизнью простой татарской крестьянки: муж-грубиян поколачивает, детишки мрут как мухи, свекровь истязает. На дворе 1930-е, и однажды семью раскулачивают, непокорного мужа убивают, а Зулейху отправляют в лагерь в Сибирь.

Как ни парадоксально, ад советской исправительной системы и у Прилепина, и у Яхина — это все же не совсем ад. Герои первого благодушничают и не расстаются с мечтами об «исправленном» человеке. Зулейха, разрешившаяся от бремени посреди леса, только в специальном поселении на Ангаре, среди ссыльной интеллигенции и прочих зэков, по-настоящему «открывает глаза». Роман о выживании таким образом плавно перетекает в историю пробуждения и познания себя, рассказанную на фоне грандиозных сибирских пейзажей. Однако, в отличие от Прилепина, Яхина не жонглирует моральными статусами: все каратели у нее карикатурные упыри, а все ссыльные (хорошие, плохие, несчастненькие, сумасшедшие) как один вписаны в ободряющий коллективный опыт выживания и взаимопомощи.

Третий приз «Большой книги» достался Роману Сенчину, который уже становился призером премии в 2009 году. Его «Зона затопления» представляет собой своеобразный оммаж Валентину Распутину, вариацию на тему «Прощания с Матерой». На месте сибирской деревни строят новую ГЭС, жителей спешно переселяют в город, но люди «зоны затопления» поднимают бунт против глухого бюрократического аппарата.

Специальную премию «За вклад в литературу», которую год назад отдали писателю и сценаристу Леониду Зорину — автору пьесы «Покровские ворота», в этот раз получил телеканал «Россия» — за золотую коллекцию экранизаций.

До сих пор организаторы делали ставку на зрелищность церемонии, которая в прошлом году, например, имитировала казенное литературное собрание на советский манер. Вела ее бывший диктор советского телевидения Анна Шатилова под аккомпанемент сюиты «Время, вперед!». В этот же раз вручение, традиционно проходящее в Доме Пашкова, выглядело бледновато. Вместо грандиозного, рассчитанного на медиаэффект шоу были лишь нанятые ведущие, которые скромно помянули предыдущих лауреатов и основателей премии. Литературная премия «Большая книга» была учреждена в 2005 году.

Новости и материалы
Путин поручил утвердить программы развития для отстающих регионов России
Зеленый чай защищает от пародонтита и болей в животе, выяснили ученые
Король Бахрейна отметил выдающийся прогресс России в экономике
ВС России стали применять в зоне СВО мультичастотные FPV-дроны «Пиранья»
В России представили единственный планшет с поддержкой четырех разных ОС
В Подмосковье младенец получил переломы, пока, по словам матери, его одевали родители
Спикер Джонсон поддержал идею разрешить ВСУ бить по России западным оружием
Ученые выяснили, кому опасен рыбий жир
Гость программы Владимира Соловьева покинул студию после конфликта с ним
Тренер Газзаев рассказал, стоит ли продлевать контракт с тренером сборной РФ Карпиным
В ДНР шесть человек пострадали в результате обстрела Моспино
Петербуржец устроил стрельбу около машины с ребенком на проезжей части
Семья убитой студентки Пехтелевой засудила МВД
Семак назвал фаворита чемпионской гонки в РПЛ
Сунак объявил о досрочных выборах в Великобритании
В Молдавии раскрыли, от чего зависят переговоры по вступлению в ЕС
Shell ожидает роста спроса на СПГ в Азии
Главу районного управления МЧС в Петербурге подозревают во взятке
Все новости