Импозантный грек в танце выбросил сестру с балкона — так для Лены Шабадиновой (Яна Троянова) начался важный для каждого россиянина день 31 декабря. Лене вдобавок в этот день предстояло заступить на первую рабочую смену в один из екатеринбургских ларьков, где ее дожидаются задумчивый хозяин (Андрей Ильенков) и его только-только откинувшийся с зоны друг (Александр Баширов). Однако путешествие через внешне сказочный предпраздничный город обернется для героини настоящей русской сказкой, в которой чем дальше, тем не только страшнее, но и веселее — Новый год все-таки.
Для кинофестивальной публики и критиков Василий Сигарев уже далеко не новичок.
Его предыдущие картины «Волчок» и «Жить» и поставленный Кириллом Серебренниковым в театре «Пластилин» наотмашь оглушили своих первых (не очень многочисленных) зрителей. Сигарев писал и снимал откровенно, искренне и дико, а эффект от его жестких, трагических фильмов был вроде того, который производит крик какой-то абсолютной боли. Фестивальную премьеру «Страны ОЗ», которая состоялась этим летом на «Кинотавре», в связи с характерным почерком автора ждали с известной опаской. Тем поразительнее было обнаружить, как даже самые настороженные зрители в голос хохотали уже на вступительных титрах.
Сейчас со своим новым фильмом Сигарев выходит к самому широкому в своей карьере зрителю, и выход этот обставлен максимально эффектно и точно. Трейлер с музыкой из «Иронии судьбы», наглые слоганы «Новый год никогда не будет прежним» и «Пора выбрасывать елки» с намеком на известную франшизу, сборная звезд на главных ролях — во главе с Гошей Куценко и Инной Чуриковой… Плюс идеальный для широкой публики пиар в качестве самой матерной комедии сезона — в интервью «Газете.Ru» режиссер рассказывал, что писал, уже зная о подготовке «закона о мате», но выбрасывать неугодные слова категорически отказался.
Сразу скажем, что все обещания, которые выдает промокампания «Страны ОЗ», сбудутся сторицей.
Пересказывать придуманные Сигаревым и его соавтором Андреем Ильенковым гэги глупо, страшно неприлично и попросту бессмысленно. Целый ряд сцен здесь из тех, что многим приходилось переживать в жизни, но вот на экране их представить до сего момента никак не выходило. И да, разговаривают здесь не нарочитым матерком в стиле Сергея Шнурова, а тем самым языком, которым 2–3 января говорит большая часть едва проспавшегося населения России.
Все это так, но из подобного описания вырастает в лучшем случае что-то типа уцененной версии «Горько!» Жоры Крыжовникова, что совершенно не соответствует истине. Безотказные внешние эффекты здесь, как игрушки на новогоднюю елку, нанизаны на жесткую и остроумную драматургию, а (запиканный) мат отнюдь не является самоцелью —
представить в устах этих героев какие-то другие реплики невозможно так же, как вымарать нецензурные фрагменты из книг Довлатова или Лимонова.
Разумеется, может возникнуть резонный вопрос: с какой стати эти герои вообще заслуживают рассказа? Если попытаться на него ответить, то окажется, что Сигарев с шутками и прибаутками в своей комедии вывел почти все социальные слои — так, чтобы каждый зритель нет-нет да и узнал бы себя на экране. Сам постановщик честно признается, что большинство историй случались либо лично с ним, либо с его друзьями и знакомыми. Такая откровенность располагает к взаимности и, как следствие, редчайшей возможности посмотреть на соотечественников не с истерическим обожанием (или ненавистью), а как на равных — немного нелепых, как поющий в финале Гоша Куценко, чуть отмороженных, но все же любимых.