Телеканал «Россия 1» начинает показ многосерийного фильма Сергея Урсуляка «Тихий Дон». Это новая экранизация одноименного романа Михаила Шолохова. Казак Григорий Мелехов влюбляется в замужнюю соседку Аксинью, любовь эта взаимная и оказывается сильнее вековых станичных традиций и родственных уз. Действие книги разворачивается на фоне двух революций 1917 года и двух войн — Первой мировой и Гражданской, и эти события окончательно ломают казачий быт и большую семью Мелеховых.
«Тихий Дон» — одно из самых знаковых произведений советской литературы.
Фактически именно за него (с формулировкой «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время») Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе. И стал единственным советским писателем, кто получил «Нобелевку» в этом статусе.
Бунин и Бродский получали премии уже в эмиграции, Бориса Пастернака вынудили отказаться от премии, а Солженицын был выдвинут на награду уже в статусе диссидента. Даже Светлана Алексиевич, получившая премию в этом году, все же из Белоруссии, хотя первое ее произведение написано в СССР. Шолохов же никуда не уезжал, с властью не боролся (скорее, наоборот), жил и работал на Дону и даже денежную часть премии потратил на школу в Вешенской.
Правда, триумф «Тихого Дона» и самого Шолохова несколько омрачен обвинениями в плагиате.
Критики утверждали, что он якобы просто переписал рукопись то ли белогвардейского офицера, то ли еще кого. На момент публикации писатель был очень молод (ему исполнилось 23 года), а столь юный человек жизни, по их мнению, знать не мог. Свою правоту Шолохов доказывал едва ли не всю жизнь, но тема авторства «Тихого Дона» всплывала регулярно, особенно во время перестройки, когда стало модно развенчивать различные мифы советского времени. Сейчас нашлись и были изданы пропавшие еще в 30-е черновики романа, но сторонники теории плагиата не сдались окончательно.
«Тихий Дон» Шолохов выпускал более десяти лет, а вот первая экранизация появилась уже в 1931-м, через два года после публикации двух первых томов, которые и стали основой для черно-белого немого фильма Ольги Преображенской и Ивана Правова.
Полуторачасовая картина, разумеется, не могла вместить все богатство «Тихого Дона», и если самые первые страницы были перенесены на экран весьма прилежно, то потом события понеслись вскачь, перемежаемые проклятиями героев в адрес эксплуататоров. Это было вполне в духе того времени, но не уберегло режиссеров от обвинений в реакционизме.
От версии 30-х будущим экранизациям достались готовые визуальные образы, которые не стали менять ни Сергей Герасимов в 1957–1958 годах, ни Сергей Бондарчук в начале 90-х.
Лихой казак с зачесанным набок чубом Григорий (Петр Глебов у Герасимова и британец Руперт Эверетт у Бондарчука), рано повзрослевшая Аксинья (Элина Быстрицкая и Дельфин Форест) или искренне растерянная и потерявшаяся Наталья (Зинаида Кириенко и Алена Бондарчук) — они так и шли из фильма в фильм, не слишком меняясь.
Трехсерийный фильм Герасимова стал классикой отечественного кинематографа, а более подробный сериал Бондарчука вызвал множество нареканий.
В основном ругали выбор на главные роли иностранных актеров. Но это было требованием западных кинокомпаний, с которыми он работал в копродукции, да и, по большому счету, ругать эту экранизацию можно разве что за выбор слишком возрастных исполнителей главных ролей (Эверетту было 33 года, а, например, Владимиру Гостюхину, который сыграл его брата Петра, — 45). Сам Бондарчук не успел завершить задуманное; он скончался в 1994-м, а его «Тихий Дон» после длившихся десятилетие судов доделывал его сын Федор. На экраны этот «Тихий Дон» вышел только в 2006 году.
За четвертую экранизацию взялся Сергей Урсуляк, который после «Ликвидации», «Исаева» и «Жизни и судьбы» заслуженно считается одним из лучших режиссеров отечественного телевизионного кино.
И его решение нашло больше понимания, чем, например, новая экранизация «А зори здесь тихие».
Снимали сериал на Дону, примерно в тех местах, где жил Шолохов. Пейзажи, снятые с размахом, станица с множеством действующих лиц (в эпизодических ролях снимались и местные жители), использование современных технологий — все это выгодно отличает «Тихий Дон» Урсуляка от предыдущих фильмов.
Правда, сам режиссер на предпремьерном показе «Тихого Дона» в Москве просил не сравнивать свой фильм с теми, что были раньше. Сравнивать действительно нет смысла — Герасимов уложил четыре тома в три серии, замысел Бондарчука так до конца и не был реализован, а фильм 1931 года сейчас представляет в основном исследовательский интерес.
Но одно знаковое отличие фильма Урсуляка от предыдущих версий все же есть: Григорий, которого сыграл Евгений Ткачук.
Для тех, кто помнит, как играли этого персонажа Глебов или Эверетт, Ткачук будет необычным и даже непривычным. В его исполнении донской казак получился молодым, безалаберным и в чем-то даже неуверенным в себе — во всяком случае, в первых сериях. Но он меняется — именно так, как описано у Шолохова, матереет, берет на себя ответственность за чужие жизни, едва не черствеет душой — и становятся понятно, откуда родом более поздние метания Григория между красными и белыми. Такой Григорий, пожалуй, ближе к тексту романа, чем видение этого героя Герасимовым или Бондарчуком, где он изначально был этаким мачо — крутым и безбашенным любимцем женщин.
Кастинг «Тихого Дона» Урсуляка, кажется, состоит из одних удач:
Полина Чернышова стала настоящей Аксиньей, Дарья Урсуляк (дочь режиссера) очень трогательно играет Наталью, а бородатый Сергей Маковецкий с серебряной серьгой в ухе переиграл всех предыдущих исполнителей роли Пантелея Мелехова.
Получился и сам фильм — его просто интересно смотреть и не обязательно в рамках школьной программы. Остался только вопрос актуальности «Тихого Дона» именно сейчас, в момент выхода новой экранизации и в год, когда отмечается 110-летие Шолохова. Урсуляк ссылался на французов, которые несколько десятков раз экранизировали «Отверженных» Виктора Гюго, вновь и вновь пытаясь разобраться в собственной истории.
В России старые споры о правоте красных и белых вроде уже потеряли былую остроту.
Сейчас и Октябрьская революция стала переворотом, и преступления большевиков не замалчиваются, а память чтут для всех сторон Гражданской. Да и прах белых генералов (во всяком случае, тех из них, кто не сотрудничал с немцами во Второй мировой) с почетом перезахоранивают в Москве.
Проблемы только с идентичностью. Казаки «Тихого Дона» не столько разгоняли простых рабочих и крестьян во время волнений, но в первую очередь готовились сражаться и умирать за Родину — в первых рядах армии, в конной лаве и с шашкой наголо. Современные нам казаки чаще появляются в новостях, когда пытаются наводить порядок, борясь с неправильными с их точки зрения спектаклями и срывая концерты неугодных им музыкантов. Но есть и казаки, про которых не пишут в газетах: они идут в армию, чтобы выполнить свой долг, поддерживают память о своих предках (один из местных жителей и принес на съемочную площадку серьгу, которую носил Маковецкий) и не собираются брать на себя полицейские функции. Вторые по-человечески симпатичнее — и возможно, новый «Тихий Дон» еще раз напомнит, что именно они настоящие, и поможет им утвердиться в выбранном пути.
«Тихий Дон», сериал
Премьера на канале «Россия 1» 29 ноября в 21.30