19 ноября в петербургском БКЗ «Октябрьский» и 21-го в Московском международном доме музыки пройдет единственный в России показ фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» в сопровождении симфонического оркестра, который полностью сыграет сочиненный Нино Ротой саундтрек к картине. Перед показом «Газета.Ru» побеседовала с одним из организаторов показа, энтузиастом симфонических киносеансов — дирижером Джастином Фриром.
— Расскажите, как вы начали подобные показы и почему решили сделать их регулярными?
— Первой работой компании CineConcerts стало сотрудничество с Хансом Циммером в «Гладиаторе». До этого момента живые киноконцерты с оркестром не были настолько популярны. Большую часть существующего репертуара фильмов в концертном формате составляла старая классика и ничего из современного репертуара. Я полагаю, что «Гладиатор» и «Пираты Карибского моря» дали толчок к стремительному развитию этого жанра. На текущий момент у нас уже довольно много фильмов, которые мы можем озвучить живьем.
— Как вы отбираете фильмы для показов?
— Главное — любить музыку из фильма и сам фильм. Без этого нет смысла затевать подобные шоу. Мне нравится идея сохранения некоторых самых почитаемых произведений киноискусства и их представление публике в уникальной форме, опыт, который можно пережить только в зале. Конечно, мы также учитываем длину фильма и то, насколько важную роль в нем играет музыка. Как правило, лучшие саундтреки не пишутся для лучших фильмов, поэтому необходим баланс. С «Крестным отцом» все просто: это один из величайших фильмов, а его саундтрек — настоящий шедевр киномузыки.
— Есть ли какие-то специфические сложности, связанные с такими показами? Убирается ли с оригинальной дорожки музыка?
— Да, конечно, такой показ — настоящая головоломка, которую страшно интересно решать. Одна из самых сложных ее частей — синхронизация оркестра с фильмом в течение всего концерта. Это требует большой осторожности и внимания от всех людей на сцене. Балансировка музыки с диалогами и звуковыми эффектами также сопряжена с трудностями, но у нас есть чудесный звукорежиссер, который отлично справляется со своей работой. И да, музыку убирают из фильма. В случае с «Крестным отцом» мы убрали каждую ноту в фильме: музыку с итальянской свадьбы, оркестровки Нино Роты, джазовый материал и даже музыку, которая звучала на вечеринке в комнате отеля в Лас-Вегасе. Вся будет играться живьем.
— Насколько популярны подобные проекты в мире? В каких странах?
— Популярность таких показов растет с каждым годом — особенно в странах с развитыми кинотеатральными сетями. Симфоническая киномузыка объединяет любителей классики и поклонников современных артистов и, следовательно, помогает оркестрам найти свежую аудиторию. В целом подобные проекты идут хорошо в тех странах, в которых люди любят кино. Чем больше аудитория любит кино, тем лучше воспринимается этот жанр. C шоу «Крестный отец: Live in Concert» мы делаем большое турне по Европе, и во всех городах шоу принимается очень хорошо.
— Как вы можете объяснить феномен этой популярности, что привлекает людей?
— Фильм — культурный феномен. Он объединяет людей разного возраста и образования, равно как и музыка. Поэтому если две эти формы удачно «поженить» друг с другом, результат получится волшебным. Возможность прочувствовать это волшебство лично в концертном зале поистине неповторима.
— Почему именно «Крестный отец»? Что для вас важнее в случае с ним — великий фильм или гениальная музыка Нино Роты?
— Фильм и музыка к нему одинаково важны и не могут существовать друг без друга. Это шедевры, которые будут жить до скончания времен. «Крестный отец» — безусловно, один из самых любимых зрителем фильмов всех времен, а музыка Нино Роты моментально узнается в любой точке земного шара. Соло трубы в начале фильма стало одним из знаковых музыкальных произведений для кино за всю его историю.
— Какие еще фильмы вы бы хотели показать таким образом? Может быть, есть какие-то планы?
— Мы только что анонсировали шоу «DreamWorks Animation Live in Concert» — чествование 20-летия культовой анимации из библиотеки DreamWorks Animation. Это будет восхитительно. Мы также продюсировали «Звездный путь: Величайшее путешествие» — шоу, чествующее 50-летие вселенной «Звездного пути». Есть еще несколько картин в запасе, которые я пока оставлю в секрете.
— А если говорить о российском кино, есть какие-то звуковые картины, которые вам бы хотелось переозвучить при помощи оркестра?
— Все, где была использована музыка Дмитрия Шостаковича.