Первая половина нынешнего года стала, вероятно, самой успешной в карьере режиссера-документалиста Бретта Моргена. Его фильм «Кобейн: Чертов монтаж» был показан на Берлинском кинофестивале и на «Сандэнсе», собрал массу хвалебных отзывов и комплиментов в адрес режиссерской изобретательности. Позднее картина вышла в прокат и дала возможность не только Моргену, но и продюсеру фильма, вдове Курта Кобейна Кортни Лав, попозировать перед камерами вместе с их дочерью Фрэнсис, которая отца не знала, но тоже значится в продюсерах «Чертова монтажа». По всей видимости, участники процесса были настолько заворожены работой над фильмом, что на ней решили не останавливаться. И вот свет увидел одноименный фильму «первый сольный альбом Курта Кобейна», собранный Моргеном из архивных записей, к которым режиссер получил эксклюзивный доступ во время работы над картиной.
До релиза режиссер утверждал, что эта пластинка перевернет наше представление о лидере Nirvana, но никто, включая даже самых преданных фанатов группы, ничего такого от диска, разумеется, не ждал.
«Montage of Heck» не первая посмертно изданная запись, связанная с Nirvana. 11 лет назад, в 2004-м, вышел массивный бокс-сет «With The Lights Out», подготовленный экс-участниками группы Кристом Новоселичем и Дейвом Гролом. Из трех дисков, которые включало издание, слушабельными были песен пять, да и те представляли собой демо, не особенно отличные от вышедших на альбомах песен, за исключением качества записи.
Этот массивный сборник дал понять довольно простую вещь: в архивах Кобейна стоит копаться разве что совсем уж конченым маньякам.
Курт действительно издал все, что запланировал, за исключением двух песен «Sappy» и «You Know You're Right», которые увидели свет до выхода бокс-сета. Все его черновики (даже те, что сделаны всей группой) имеют ценность записки на холодильнике от любимого человека: предмет вроде ценный, но при этом довольно бессмысленный и вряд ли пригодный для торговли.
Записи, увидевшие свет на «Montage of Heck», имеют ценность едва ли не меньшую. Это набор набросков из личной коллекции Кобейна. В основном эскизы будущих песен, обрывки мелодий и риффов, поверх которых великий музыкант блеет дурным голосом мимо всех возможных нот.
Кроме таких «песен» среди 31 трека делюксового издания встречаются записи проверки звуковых эффектов и еще какое-то невнятное дурачество.
Главная же проблема даже не в этом, а в том, что эта пластинка ровным счетом ничего не добавляет к образу самого Кобейна. Разумеется, даже в этих записях можно найти мгновения, демонстрирующие, что он был потрясающе одаренным музыкантом, но в этом и так вроде бы ни у кого не было сомнений. К сожалению, единственный смысл диска «Montage of Heck» видится в том, чтобы на счет промотавшей состояние покойного супруга Кортни Лав капнуло несколько тысяч (а может и миллионов) долларов. Если же исключительно из уважения к Кобейну продраться через весь этот мусор, то
единственное желание, которое возникнет у человека, искренне любящего Nirvana, чтобы память артиста больше не тревожили из финансового интереса.
Рассчитывать на это, правда, пока не приходится: по словам Бретта Моргена, в архиве Кобейна пленок на 200 часов, так что через несколько лет на прилавки, вполне вероятно, ляжет какой-нибудь «Чертов монтаж-2».