В российском прокате идет претендующий на «Оскар» от Франции фильм «Мустанг», а в середине ноября на экранах появится и бельгийский «Новейший завет», также выдвинутый на соискание статуэтки от Американской киноакадемии. «Газета.Ru» рассказывает об этих и других фильмах, которые сразятся за место в шорт-листе премии с «Солнечным ударом» Никиты Михалкова.
«Мустанг» (Франция)
Пятеро сестер из консервативной турецкой семьи борются за право жить так, как им хочется. В картинах про молодых и очень молодых людей (если они не претендуют на высоколобое поколенческое высказывание) залогом успеха обычно становится энергия и обаяние молодых артистов. В «Мустанге» — дебютной работе Дениз Гамзе Эргювен — и с тем и с другим полный порядок. Фильм уже успели сравнить с «Девственницами-самоубийцами» Софии Копполы, которая считается своего рода эталоном девичьей молодежной драмы. Что же до зрительской реакции, то перед выходом в российский прокат «Мустанг» уже побывал в Канне, Венеции и Торонто, и везде публика встречала его с восторгом. Американских киноакадемиков, в свою очередь, может привлечь эмоциональное исследование особенностей жизни девочек в патриархальной восточной семье — тема, как ни крути, актуальная.
«Убийца» (Тайвань)
Еще одно кино о женщине в непростой ситуации. В историческом фильме Хоу Сяосяня героиня, с отличием прошедшая обучение ремеслу бесшумного убийства, получает заказ на своего бывшего возлюбленного. Как и полагается даме безжалостной и бессердечной, вместо непосредственного устранения она довольно долго изводит жертву, доводя ее почти до сумасшествия, а зрителя заставляя блаженно ерзать в кресле. Как и полагается азиатскому кино, «Убийца» — это неспешное, но эстетически безупречное кино. Несмотря на то что тренд на фильмы типа «Крадущегося тигра, невидимого дракона» и «Героя» остался в прошлом, у «Убийцы», судя по реакции каннской критики, есть неплохие шансы, по крайней мере, на попадание в шорт-лист «Оскара».
«Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (Швеция)
Главный шанс киноакадемиков на то, чтобы показать себя людьми утонченными и ставящими искусство выше политического и социального. Картины шведского киноклассика Роя Андерссона уже четырежды номинировались на получение вожделенной статуэтки и, разумеется, в силу своей эстетической и композиционной сложности традиционно пролетали даже мимо шорт-листа. В следующем году режиссеру исполнится 73, и «Голубь» — «заключительная часть трилогии о человечности» — отличный повод почтить классика. Формально картина рассказывает о двух коммивояжерах, предлагающих людям всякую ерунду, типа вампирских клыков, но на деле, как и предыдущие два фильма «Песни со второго этажа» и «Ты живущий», распадается на отдельные эпизоды, которые в финале собираются в единое полотно несколько мизантропического свойства.
«Новейший завет» (Бельгия)
Самый, наверное, смешной фильм оскаровской гонки — комедия о дочери Божьей, решившей сбежать от обрюзгшего и желчного папаши, чтобы спасти человечество от страданий. Непрерывная цепочка гэгов, которая могла бы превратиться во что-то вроде «Догмы» Кевина Смита, пробуксовывает благодаря традиционной французской сентиментальности. В итоге одновременно антиклерикальное и феминистское высказывание получается несколько смазанным — ровно настолько, чтобы легче было выйти в мировой прокат. Тем не менее отдельные эпизоды, вроде Катрин Денев, уходящей от мужа к горилле, намертво застревают в памяти.
«Суд» (Индия)
Также на «Оскар» претендует индийский фильм «Суд» Чайтаньи Тамхане. Остроумная зарисовка об абсурде индийской судебной системы, уже собравшая призы всевозможных фестивалей — от Венеции до Иваново. У нас фильм выиграл приз за профессиональные достижения и приз зрительских симпатий фестиваля «Зеркало». Сегодня «Суд» — официально лучший индийский фильм на родине и за рубежом. С одной стороны, «Оскар» стал бы логичным финалом этой очень американской истории успеха, потому что нашумевший фильм, по сути, возник ниоткуда — это режиссерский, сценарный и продюсерский дебют, деньги на картину — из кармана продюсера и исполнителя главной роли, по совместительству друга режиссера, большинство актеров — непрофессионалы. С другой стороны, «Суд» в Голливуде могут просто недооценить. Несмотря на очевидный критический пафос фильма, оскаровскому комитету в нем может не хватить солидности — понятной разоблачающей интонации или какого-то особенного надрывного драматизма. Ни того, ни другого в «Суде» нет. Это очень ироничное, «подсматривающее» кино, по духу подходящее больше не «Оскару», а кинофестивалю «Сандэнс».
«Клуб» (Чили)
Четверо монахов и одна их коллега противоположного пола проживают в одинокой хижине на окраине чилийской деревни. В прошлом всех их расстригли за педофилию, и теперь они образовали странное содружество, неписанные законы которого, разумеется, нарушает приезд чужака. То, что начинается как медленная драма, очень быстро превращается в кровавый триллер, но одного отрицать нельзя — суперактуальная гей-тема в фильме Пабло Ларраина подана невероятно ярко и жестко. Что только увеличивает его шансы на «Оскар».