В прошлом агент ЦРУ Кэрри Мэтисон (Клэр Дэйнс) два года как вышла в отставку, переехала с дочкой в Берлин и обеспечивает охрану в фонде некоего миллиардера Отто Дюринга. Заключенный с бывшим руководством пакт о невмешательстве в дела друг друга начинает трещать по швам, когда Дюринг собирается поднабрать политических очков, совершив визит в лагерь беженцев в Сирии. Тут же рядом с Кэрри вновь оказываются Сол Беренсон, не прекращавший следить за судьбой любимой подчиненной, и как раз вернувшийся из Сирии боевик ЦРУ Питер Куинн.
Проще говоря, ситуация дает мисс Мэтисон понять, что агенты ЦРУ бывшими не бывают, а заокеанская Родина вновь зовет исполнить не вполне сформулированный долг.
Финал четвертого сезона обещал поклонникам сериала совершенно другой сюжет: Кэрри и Куинн раскрыли нечистоплотность собственного руководства, и грядущее сулило им большой конфликт. Однако события в мире заставили сценаристов поменять первоначальный план. В апреле было объявлено, что значительная часть 12-серийного сезона будет отснята в Берлине, а вторым местом действия станет Сирия. Также было обещано, что речь пойдет и о ситуации на Украине.
Таким образом, первоначальная концепция «Родины» как параноидального триллера о недоверии к собственному государству почти окончательно осталась в прошлом.
Здесь следует напомнить, как именно все начиналось. Сюжет первого сезона «Родины» вращался вокруг противостояния двух героев — Кэрри Мэтисон и вернувшегося из длительного арабского плена сержанта Николаса Броуди. Аналитик ЦРУ Мэтисон, сообразившая, что Броуди был завербован исламистами, вскоре влюбилась в своего противника, и их странный роман еще на два сезона стал основной интригой сериала. Закончилось все печально: в финале третьего сезона перевербованного американскими спецслужбами Броуди повесили арабы, Кэрри осталась с рыжим младенцем на руках, а сериал был эффектно перезапущен как бенефис Клэр Дэйнс.
Но если в четвертом сезоне авторы лишь аккуратно приблизились к актуальной повестке дня, то в нынешнем, пятом, как следует даже из беглого пересказа, уже буквально работают по новостям. И разумеется, проигрывают. Вместо сюжета у «Родины» теперь облако тегов, знакомое всякому, кто хоть иногда смотрит новости: незаконная слежка за гражданами, Украина, Сирия… Среди всего этого главной героине остается только заламывать руки, плакать и стараться по возможности уворачиваться от взрывов. Надо сказать, что драматургия сериала вообще никогда не отличалась особой стройностью.
Свою несостоятельность авторы обычно прикрывали целой армией «богов из машины», но даже эти ухищрения не смогли скрыть того, что, создав действительно сложного и интересного персонажа (Броуди), они просто не придумали, что с ним делать, и смогли только убить.
Страдающая биполярным расстройством Кэрри, конечно, куда более удобный герой: если сценаристы не могут придумать ей занятие, немедленно случается нервный срыв. Но теперь даже этим условным человеческим проявлениям все сложнее найти место в стремлении авторов поспеть за горячими новостями. Получается, разумеется, из рук вон плохо: прозвучавшая во второй серии фраза о том, что «на Украине может начаться третья мировая», кажется устаревшей после российских крылатых ракет, пущенных совсем в другом направлении. Справедливости ради отметим, что пока критика и зрители в восторге: «Родина» — это действительно едва ли не первый опыт максимально оперативного реагирования сериала на политическую обстановку. Но если так пойдет и дальше, то на шестом сезоне даже самые преданные поклонники могут устать от того, что вместо любимого телешоу им раз в неделю показывают сводку позавчерашних новостей.