Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«К счастью, студенты не стали слушать своих учителей»

2 октября начинается юбилейный, 10-й фестиваль «Территория»

Евгений Миронов, Василий Церетели, Чулпан Хаматова и Ирина Прохорова — о фестивале «Территория», который отмечает десятилетний юбилей, и о современном искусстве в России.

Со 2 по 10 октября в Москве пройдет 10-й международный фестиваль-школа современного искусства «Территория». В юбилейный год зрители увидят «Сфумато» и «Удерживая время» — спектакли французского хореографа Рашида Урамдана, «Превращаемых» финна Теро Сааринена, «Потерянный рай» в исполнении костромской компании «Диалог Данс». Также в программе «Территории» — недавняя премьера «Гоголь-центра», спектакль «Кому на Руси жить хорошо», и новая работа Тимофея Кулябина — «Три сестры», актеры в котором общаются на языке жестов. В специальной программе фестиваля — персональная выставка французского художника Лорана Перно «Фрагмент бесконечности» в MMOMA на Тверском бульваре и видеопоказы лучших постановок за предыдущие девять лет.

Площадками фестиваля — кроме «Гоголь-центра» и ММОМА — станут Театр Наций, Центр имени Мейерхольда, «Гараж». А в рамках собственно школы «Территория» примет участие 50 студентов — из России, Латвии, Украины и других стран.

Еще несколько месяцев назад проведение юбилейного фестиваля было под вопросом: Центральный банк отозвал лицензию у банка, в котором хранились средства, полученные на проведение «Территории» от Минкультуры. Выручили спонсоры.

Евгений Миронов,
актер, художественный руководитель Театра Наций, один из учредителей «Территории»

Внутренние санкции – по другому я не могу назвать такие действия Центробанка. Они делают наверняка благое дело, но от него страдают тысячи людей, которые год готовили фестиваль. Речь шла о том, чтобы вообще закрывать эту лавочку, дело очень многих людей.

А ведь на «Территории» за девять лет училась тысяча студентов из 40 городов, было семь тысяч зрителей в год и 85 тысяч всего. Мы показали 80 спектаклей — зарубежных и отечественных было показано, сделали пять собственных постановок. Мне кажется, наш маленький фестиваль стал совсем не маленьким. Он стал большим.

Это фестиваль-школа, и школа не только для тех, кто приезжает сюда учиться, но и для нас самих.



Чулпан Хаматова,
актриса театра и кино, член оргкомитета «Территории»

Во время первых фестивалей были вспышки гнева от мастеров классической школы, которые запрещали своим студентам смотреть наши спектакли. Они испугались, что не смогут объяснить и интерпретировать незнакомое и новое, что студенты заразятся чем-то опасным, испортятся, им сдвинут голову и они уже никогда не вернутся в чистое русло прекрасного русского драматического театра.

К счастью, студенты оказались упорными, не стали слушать своих учителей. И они уже закончили вузы, начали работать — и можете себе представить, сколько с другим взглядом, другим фокусом, в отсутствие этого забрала, которое присутствует сильно в нашей театральной школе, они успели сделать. Я горжусь этим фестивалем.

Василий Церетели,
исполнительный директор ММОМА, арт-директор «Территории»

«Территория» начинался, конечно, как театральный фестиваль, но это фестиваль современного искусства, фестиваль-школа, эксперимент и поиск чего-то нового. Мы часто видим, что территория искусства и театра соприкасаются. Так же как они соприкасаются и с кино, с музыкой, танцами. И поэтому уже четвертый год подряд на «Территории» проходят параллельные программы-выставки, которые приобретают форму диалога между визуальным искусством, театром – и все проявляется в другом контексте.

На сцене искусство воспринимается на одном уровне, в музейном пространстве оно видится по-другому. И для нас важно, когда музей выходит на другую территорию, это очень интересный опыт.

С современным искусством в России сейчас хорошо в том смысле, что есть хорошие художники, композиторы, режиссеры, актеры. Вот проходит биеннале, очень важное событие, выставки в Музее современного искусства, в Мультимедиа Арт Музее, на «Винзаводе», в Манеже, в «Гараже», в Третьяковской галерее. В Пушкинском музее идет потрясающая выставка Дмитрия Гутова с Рембрандтом. Но, безусловно, нужна поддержка фондов, частного сектора.

Современное искусство – это про сегодняшний день, про сегодняшнее мышление. Без него прогресса в любой другой науке быть не может. Тем более что Россия – благодаря авангарду – заняла первенство в современном искусстве и дала толчок к развитию всей Европе. Зачем же это терять? Наоборот – надо развивать, радоваться, что оно есть, и поддерживать его.

Ирина Прохорова,
Соучредитель благотворительного Фонда Михаила Прохорова, юбилейного спонсора «Территории»

Самыми трудными были начальные годы, когда приходилось много объяснять людям, рассказывать, что такое язык современного искусства, с чем оно работает. А главное, мы всегда пытались объяснить людям, что современность – разговор с традицией, с классикой. И забавно, что когда мы делаем какие-то наши фестивали или акции, мы привозим не только ультрасовременное, но и классическое. Ведь почему такой консерватизм и нелюбовь к современному – потому что люди были оторваны от культуры, они не видели и классику. Им просто не всегда понятно, с чем спорит современное искусство.

Вообще-то общество быстро учится, да и заявок с новыми, интересными проектами становится больше и больше. Так что нужно просто уважительно и терпеливо относиться к людям.

И мы сейчас видим, сколько всего возникает – мы только горюем, что у нас нет возможности всех поддержать.

Конечно, в нынешних условиях, когда появился странный поворот к консерватизму, совершенно необоснованный, трудно не с заявками. Трудно психологически преодолевать негатив и недоверие, которые снова возникают. Но я надеюсь, что это временно и что, может быть, этот поворот связан с тем, что все мы недостаточно занимались просветительством. Хотя мы очень пытались. Наверное, надо людям объяснять, учить позитивному – и, наверное, все наладится.

Что думаешь?
Загрузка