Федеральный суд штата Калифорния признал песню «Happy Birthday to You» всенародным достоянием. По мнению судьи Джорджа Х. Кинга, ни одна из компаний не имела права на эту композицию и не могла собирать авторские отчисления за ее коммерческое использование — в том числе и Warner Music, которая считалась ее владельцем последние 27 лет.
Иск против авторского права на «Happy Birthday» еще в июне 2013 года подала кинокомпания Good Morning to You Productions, которая снимала документальный фильм об этой композиции. За то, чтобы использовать ее в картине, режиссер Дженнифер Нельсон заплатила $1,5 тыс. Позже к иску присоединились и другие кинематографисты, заплатившие Warner за использование песни. Адвокат истцов назвал решение суда «невероятным».
«Happy Birthday» наконец-то свободна», — сказал он после заседания.
Он сравнил трехлетний суд с битвой Давида и Голиафа, пишет Los Angeles Times, независимые киношники выступили против огромной корпорации, получающей доход от песен, авторы которых давно умерли.
Объектом авторского права песня стала в 1935 году; заявку тогда подала компания Summy Company, которая впервые опубликовала ее. Для управления правами на «Happy Birthday» была создана специальная фирма, которую в 1988 году за $25 млн выкупило одно из подразделений Warner Music — компания Warner/Chappell.
Продажа прав на композицию, по оценкам, приносила около $2 млн в год.
Разбиравший дело судья заявил, что в 1935-м авторским правом была защищена только аранжировка композиции для фортепиано, но не сама музыка.
«Авторы передали Summy только права на мелодию и на аранжировку, но никогда не передавали ей права на текст», — сказал он.
Представитель Warner/Chappell не стал комментировать решение суда, но пообещал, что в компании внимательно изучат его полный вариант — и уже после этого будут принимать какие-либо решения.
В своем иске кинематографисты опирались на исследования американского ученого, профессора Роберта Брауниса (Robert Brauneis), который несколько лет назад выпустил книгу «Copyright and the World's Most Popular Song» («Копирайт и популярные песни мира»). Он изучил историю «Happy Birthday», которую традиционно приписывают сестрам Патти (1868–1946) и Милдред (1859–1916) Хилл — они работали учителями, придумали простую, запоминающуюся мелодию для приветствия новых учеников, а в 1893-м опубликовали ее в сборнике «Песни для детского сада» под названием «Good Morning to All».
В виде поздравления с днем рождения песня вышла только в 1912-м. Браунис выяснил: мелодия песни не является чем-то оригинальным и имеет прототипы среди композиций второй половины XIX века. Кроме того, уже в ходе суда выяснилось, что компания Summy выдала специальное разрешение на публикацию обеих версий песни (и «Good Morning», и «Happy Birthday») для «The Everyday Song Book» («Песенник на каждый день»), который вышел в 1927 году, — и это разрешение автоматически переводило объект авторского права в публичный доступ.
Перевод в публичный доступ не означает отмену авторства (оно по-прежнему принадлежит сестрам Хилл) — но платить за использование композиции теперь не придется.
<2>В Европе подобное разбирательство исключено: авторское право на песни действует в течение 70 лет после смерти автора и потому завершается в 2016 году, если, конечно, не будут приняты какие-либо изменения в законах.
Это не первый казусный случай с авторскими правами в США. В середине 80-х из-за аркадной видеоигры «Donkey Kong» судились Universal Studios и Nintendo — но выяснилось, что никаких прав на Кинг Конга у кинематографистов нет. Например, в 2010-м компания IMF в иске против изготовителей порноремейков пыталась доказать свои права на фильм Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Дело закончилось ничем: права оказались у Paramount Pictures, а в середине 90-х шедевр итальянского режиссера был переведен в публичный доступ.
В России одним из самых громких дел об авторских правах на произведения умерших создателей стало судебное разбирательство в начале 2010-х между издательствами «Терра» и «Астрель» (входит в группу АСТ). Речь шла о книгах фантаста Александра Беляева, которые должны были перейти в публичный доступ в 1993 году, после 50-летнего срока охраны прав. Но писатель умер от голода в 1942 году, во время войны, что могло служить основанием для продления действия прав — и стороны пытались понять, можно ли эту норму применять в данном случае.
Иск запомнился непомерной суммой, которую представители «Терры» требовали у «Астрели», — 7,567 млрд руб., что превышало стоимость всех активов ответчика.
Для расчетов истцы использовали коллекционное дорогое издание — и умножили его стоимость (более 100 тыс. руб.) на массовый тираж (30 тыс. экземпляров) небольших книг «Астрели». Впрочем, в ходе разбирательств сумма уменьшилась многократно и итоговая компенсация оказалась не такой внушительной.