У Конора, рыжего бородача-гиганта с грустными глазами, есть красивая беременная жена, распевающая народные песни, и смышленый маленький сын. Все они счастливо живут на острове рядом с маяком где-то на задворках Ирландии. Любят друг друга и ждут пополнения семейства. Интригу в эти обстоятельства вносит тот факт, что жена у Конора — человек-тюлень.
Шелки, очень милое и безобидное мифическое существо из ирландского фольклора. Как русалочка, променявшая свой удобный рыбий хвост на мужика,
она в свое время тоже пошла на сомнительную сделку — простилась со своей тюленьей шкурой ради радостей человеческого семейного быта.
Впрочем, почувствовав схватки, она решает все-таки вернуться в море и исчезнуть в нем навсегда, на память о себе оставив народные сказания и двоих детей. Новорожденного младенца, девочку Сиршу, обезумевший от горя муж находит на берегу.
Сирша, достигнув шестилетнего возраста, так и не научилась говорить. Зато очень явно почувствовала свое родство с тюленями. Ее так и тянет к морю.
Окружающим суицидальные настроения ребенка до фонаря: отец грустит в баре, бабушка постоянно ворчит, а старший брат Бен сестру недолюбливает, по его мнению, это она виновата в том, что мама их бросила. Переоценить отношение к ней Бену приходится, когда он узнает, что весь волшебный мир умрет, если его сестра вовремя не обретет свою тюленью идентичность.
Кроме «Песни моря» за автором проекта Томмом Муром числится еще мультфильм про средневековую Ирландию «Тайны Келлса», который в 2010 году тоже номинировали на «Оскар». Оба мультфильма нарисованы в довольно приятной манере. Однако по части стиля «Песнь моря» значительно превосходит своего предшественника. Мур здесь с удовольствием выступил в роли мариниста — в кадре то и дело появляются почти модернистские акварельные пейзажи. Все прорисовано крайне внимательно и заботливо, в анимационном компьютерном масс-маркете XXI века персонажи неожиданно приобретают очень трогательные карандашные очертания.
Все это эстетство хорошо сочетается с расчетливыми «пиксаровскими» стратегиями: глаза у персонажей должны быть как можно больше, чтобы в них поместилось как можно больше чувственных бликов.
У всех персонажей должна быть суперироничная мимика и как минимум одно существо на полный метр, обладающее сногсшибательным умилительным эффектом. В данном случае это бессловесные тюлени, бултыхающиеся в волнах Ирландского моря, как поплавки. В своей беспомощной нелепости напоминающие своих собратьев из Иркутского аквапарка, переодетых в военную форму по случаю какого-то очередного праздника.
Такое же эффектное совмещение работает и в содержательной части.
С одной стороны, перед нами еще одна голливудская проповедь о том, как важно принимать чужой выбор, даже если это выбор стать тюленем.
С другой, простой индивидуалистский посыл обрастает таким ворохом героев, сюжетных линий, аллюзий, мифов и иносказаний, что на выходе получается даже не мультфильм, а полноценная сказка с бесконечным количеством трактовок. Ирландский Миядзаки. Кай и Герда новой формации.
Мур к тому же находит очень трогательный баланс между национальным пафосом, ирландским фольклором, которого в мультфильме действительно много, и понятной всем универсальной историей о человеческой слабости.
Про то, что нужно уметь отпускать, про то, что боль – это важно, про то, что от своей человечности (как и от своей «тюленности») убежать нельзя, даже если ее настолько много, что «от чувств уже тошнит».
Мир загадочного волшебства здесь на самом деле прозрачен, сквозь него хорошо видно одиночество детской души. В общем, и взрослой тоже. Как точно отмечал Сент-Экзюпери в посвящении к «Маленькому принцу», «все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».