Главный герой голливудского фильма скорее всего будет белым мужчиной с гетеросексуальной ориентацией в возрасте от 21 года до 39 лет, а снят такой фильм будет белым мужчиной-режиссером. Об этом говорится в исследовании ученых из объединения The Media, Diversity & Social Change (MDSC) Initiative в Университете Южной Калифорнии.
Они изучили 700 популярных фильмов с 2007 по 2014 год – по сто самых кассовых лет из каждого года; в исследование не вошел 2011 год.
Ученые отметили, что за весь исследованный период основные тенденции изменились мало или совсем не изменились: в американском кинематографе засилье белых мужчин, и в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится.
В фильмах ученые обнаружили почти 31 тысячу персонажей со словами – и меньше трети из них были женщинами. Причем процент «говорящих» актрис менялся очень незначительно – 29,9% в 2007-м и 28,1% в 2014-м; максимальное их число было в 2008 году — 32,8%.
Равенство полов — с примерно одинаковым соотношением (45–55%) мужских и женских персонажей — было обнаружено лишь в 11% фильмов.
В 2014 году (который в исследовании выделен) на долю женщин пришлось только 21% главных ролей, причем четверть из них — в анимационных лентах. Больше всего шансов на главную роль женщины имеют при кастинге в комедийные картины (36%). При этом ни одной главной героини старше 45 лет в исследованных фильмах не было.
Женские персонажи чаще использовали сексуальную одежду, чем мужчины (28% против 8%), обнажались (26,4% против 9%) и выступали как физически привлекательные объекты (12,6% против 3%).
Гендерный вопрос среди авторов фильмов стоит еще острее. Те 700 фильмов, которые изучили ученые, сняли 779 режиссеров – и только 24 из них (3%) были женщинами. В их число входят, например, Анджелина Джоли, Кэтрин Бигелоу, Ава Дюверней и Лана Вачовски.
С продюсерами ситуация чуть лучше – женщин среди них аж 19%.
Неуютно себя чувствуют в голливудском кино и представители этнических групп: среди 779 режиссеров — 45 афроамериканцев и 19 представителей Азии.
Результаты исследования прозрачны: изучались кассовые хиты, в которые входят кинокомиксы и другие блокбастеры. Сюжеты таких фильмов чаще всего предельно упрощены и стереотипны, основные усилия съемочной группы направлены на зрелищность трюков, а не на игру актеров.
Очевидно, что результаты были бы совсем другие, если бы ученые обратили внимание на фестивальные картины из «Сандэнса», Канна, Берлина или Венеции, достижения которых в прокате достаточно скромны.
Ну или посмотрели бы телевизионные сериалы.
Там можно обнаружить и главных героинь почтенного возраста (сериал «Ищейка»), и значительно большее количество LGBT-персонажей («Игра престолов»), чем было обнаружено в блокбастерах (19 из 4,6 тыс. в 2014-м) и даже трансгендеров, которых не было найдено в фильмах – лидерах проката: отец еврейского семейства в выходящем на Amazon комедийном сериале «Очевидное» уже в пилотном выпуске сменил пол.
Это, конечно, не марвеловские «Мстители» или «Форсаж 7», сражающиеся за третье место в рейтинге самых кассовых фильмов, но зрителей у этих шоу достаточно. Так, финальный эпизод пятого сезона «Игры престолов» посмотрело 8,11 млн человек.
Ну а кассовые фильмы, видимо, так и будут сохранять преобладание молодых белых мужчин – ни один продюсер блокбастера (даже женщина) не станет менять схему, которая привлекает зрителей.