Ради проведения российского музыкального фестиваля «Кубана», изгнанного до этого из Краснодарского края и Калининграда, рижская мэрия за три недели сравняла с землей непригодный для организации мероприятия остров Луцавсала и создала на нем прекрасно оборудованную площадку с дорожками, сценой, фудкортами и незаменимыми для подобных событий палатками с алкоголем (правда, конечно, с завышенными ценами). В двух шагах от сцены был организован палаточный лагерь для фанатов, приехавших в Ригу ради фестиваля из разных стран.
К сожалению, переезд в еврозону все-таки отчасти печально сказался на «Кубане». Видимо, многим действительно не хватило сил и желания оформлять шенгенскую визу и платить за поездку в Европу, поэтому людей на фестивале собралось до обидного мало. Пробиться к сцене не составляло никакого труда, да и дальше от нее в толпе виднелись ощутимые прорехи. Ближе к трем часам ночи фестиваль начал напоминать провинциальную дискотеку: судя по всему, осталось не больше сотни человек.
Фестиваль открыл продюсер и организатор «Кубаны» Илья Островский, попытавшийся разговаривать сразу на двух языках — латышском и русском. Судя по реакции латышской части публики, это у него получалось не так уж плохо, а даже если и плохо, то все равно достаточно смешно. «Viva Kubana! Viva Riga!» — крикнул напоследок Островский, и это послужило началом основной части фестиваля.
Нейромонах Феофан, сам характеризующий свою музыку как «среднерусский drum», вышел на сцену в черной рясе,
из-под которой отчасти виднелась лишь довольно харизматичная борода. Микрофон специально для него был стилизован под дерево, а публику он призывал в своих песнях «лапти разбить об пол». Зрители этим и занимались: плясали от души и до упаду.
Овациями были встречены одни из самых ожидаемых гостей фестиваля — израильская электронная группа Infected Mushroom. Возле сцены даже появились люди с мухоморами на головах, которыми они трясли так же, как соседствующая с ними компания парней с дредами. Нынешнее открытие «Кубаны» вообще выдалось довольно электронным по жанру, что позволило немногочисленным, но преданным фанатам, по ощущениям, с помощью прыжков создать глубокий кратер в песке, окружающем сцену.
Нельзя откровенно сказать, что публика на фестивале не отрывалась по полной, то есть не пила и не курила, как нельзя сказать этого и о недавно прошедшем популярном фестивале «Нашествие». И там, и там
люди естественным образом пили, пели и веселились, и вопрос о том, нужно ли было столь рьяно выгонять «Кубану» за пределы страны, остается открытым.
С одной стороны, это привлекло фанатов из ближайших прибалтийских стран, с другой — ощутимо уменьшило поток людей из России. В остальном фестиваль ничем не отличался от предыдущих: хороший звук и прекрасная атмосфера. Кардинально изменилось лишь место проведения и количество людей, однако здесь не стоит забывать, что «Кубане» пришлось несладко. Фестиваль со всеми своими плюсами и минусами достойно справился с трудностями и практически возродился в Риге, что вполне можно считать успехом. Увидим, что будет в следующем году.