Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Назад, в деревню

Состоялся 10-й фестиваль ландшафтной архитектуры «Ахрстояние»

10-й фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» завершился. Оставшись без финансирования, он перебрался из парка «Никола-Ленивец» в ближайшую деревню Звизжи и обратился за помощью к местным жителям, которые и стали главными героями фестиваля.

В этом году юбилейное «Архстояние» обошлось без зарубежного куратора, лекций по урбанистике и специально выписанных по такому случаю звезд от искусства. Потеряв своего главного спонсора — компанию «Архполис», оно вновь обрело художника Николая Полисского, московского митька, идеолога и организатора первых «Архстояний», который в последние годы подчеркнуто дистанцировался от фестиваля, отравленного идеями креативного досуга.

С конца 1980-х, когда Полисский и архитектор Василий Щетинин с единомышленниками облюбовали деревню Никола-Ленивец в Калужской области, творческая артель вокруг нее только разрасталась. Постепенно к Полисскому стягивались местные жители. Разбросанные по территории объекты множились год от года. На смену шутовской армии из двух сотен снеговиков на берегу реки Угры, с которых в 2000-х началось «Архстояние», пришли более долговечные зиккураты, арки и ротонды.

Нынешний переезд в Звизжи стал своего рода антикризисной мерой.

То, что жанр околокультурных гуляний, перенесенный из Парка Горького в калужскую деревню, исчерпал себя, стало очевидно еще год назад. К 2014 году фестиваль уверенно превратился в сельский филиал «Пикника «Афиши» с хипстерскими забавами, уличной едой, бесплатным вай-фаем и коттеджами.

Вписанные в ландшафт объекты просто затерялись на фоне разросшейся туристической инфраструктуры, став декоративным приложением к ней.

Звизжи — традиционная угасающая русская деревня с населением 200 человек: три улицы, пара магазинов, по выходным дискотека в местном ДК. Теперь посреди картофельного поля, высаженного, правда, накануне фестиваля, торчит гигантская колонна, которую выстроили архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова. Она одновременно играет роль въездного знака и музея деревенского быта, экспонатами в котором служат коромысла, лопаты и уздечки для лошадей. Этот символический архив стал первым экспонатом, превращающим деревню из литературной страшилки о вымирающем селе в место памяти.

Фестиваль изначально задумывался как альтруистская педагогическая авантюра Полисского, который позвал местных мужиков в соавторы, свозил их на Венецианскую биеннале и обеспечил работой.

Поскольку сегодня среди наследия прошлых «Архстояний» уже толком ничего не отстроишь, работа с местным населением вновь стала его визитной карточкой. Скульптурный ансамбль под открытым небом, каким «Архстояние» было когда-то, критично близок к состоянию свалки ландшафтных объектов. Отсюда и потребность в работе с новым местным сообществом, а не со столичными туристами. Игра в «русское бедное» наконец приняла формы серьезной культурной работы.

Распрощавшись со спонсорами, Полисский вернулся на «Архстояние» с объектом «Сельпо», средства на который собирали всем миром — через краудфандинг. Сооружение представляет собой выстроенный поверх заброшенного здания магазина металлический каркас с нанизанными на него деревяшками. Неприглядные бетонные стены в результате оказались спрятаны под деревянные блоки. Каждый брусок в обновленном пространстве можно трогать и передвигать, а внутри разместилась работа «Полихорд (Гусли-самогуды)» Олега Макарова — натянутые вдоль стен струны.

Кроме того, архитектор Алексей Козырь превратил остановку при въезде в деревню, которая традиционно притягивала к себе местную молодежь, в «Бельведер Звизжский», а бюро ARCHPOINT возвело поверх входа в ДК арку-«ракушку». На нее ушло около 12 т доски.

Все это уже не напоминает то абстрактное украшательство в угоду туристам, которым славился фестиваль в последние годы. Впрочем, чтобы не растерять и их тоже, «Архстоянию» пришлось разбавить свою программу музыкальной составляющей: знаменитая «Ротонда» Александра Бродского, стоящая посреди поля с подсолнухами, в этом году переквалифицировалась в сцену, на которой в ночь с 1 на 2 августа экспериментировали перформеры и музыканты-электронщики.

Новости и материалы
На Западе заявили о планах Зеленского столкнуть США и Китай
Экипаж попытался сжечь яхту, на борту которой находилось более 400 кг кокаина
Во Франции назвали Захаряна одной из величайших надежд российского футбола
Депутат Водолацкий пообещал скорое взятие Часова Яра
Российская теннисистка впервые рассказала об отношениях со второй ракеткой мира
Наличие большой семьи сохраняет остроту ума, выяснили ученые
Врачи перечислили ранние признаки рака кожи
При атаке на Горловку пострадали спасатели
В подмосковных аэропортах прокомментировали работу на фоне уничтожения воздушного шара
Губернатор Подмосковья рассказал подробности о сбитом беспилотнике над Балашихой
Главред украинского издания решил пойти на фронт спустя сутки в ТЦК
«Впереди паровоза бежать нельзя»: отец Сафонова о трансфере сына в «ПСЖ»
Воздушное движение изменили в Подмосковье
Тренер по танцам из Краснодара рассказал, из-за чего его избил отец воспитанника
В Луганске произошло несколько взрывов
В Италии заявили, что «Краснодар» больше упустил чемпионство, чем «Динамо»
Правительство РФ ответило на вопрос о запрете на ношение религиозной одежды
В Калужской области нашли обломки сбитого БПЛА
Все новости