Середина 1940-х. Народ Китая, выйдя из Второй мировой войны, не имеет возможности прийти в себя и ныряет в новую войну, но уже гражданскую — между Гоминьданом и маоистами. Героический генерал Лей, едва заполучив красавицу жену, отправляет ее на Тайвань, а сам едет на фронт. Супруга там заводит дружбу с другим фронтовиком — доктором Зекуном. В то же самое время в Шанхае мимолетная встреча связывает еще две судьбы — девушки Ю Чжен и солдата, решившего с помощью семейного фото со случайной знакомой облегчить условия пребывания на фронте.
Джон Ву — живой классик азиатского кино — семь лет назад завершил свою длительную гастроль в Голливуде и триумфально вернулся на родину.
Его предыдущий (двухчастный, как и «Переправа») фильм «Битва у Красной скалы» стал абсолютным хитом и знаком возвращения режиссера в форму после нескольких провальных американских проектов. В новой картине режиссер еще плотнее сросся с актуальным для китайского кинематографа трендом на историческое кино: поставил историю из совсем недавнего прошлого. Историю болезненную и безусловно нуждающуюся в художественном осмыслении, в рамках которого Ву сделал поистине неожиданный ход.
После многочисленных фильмов, посвященных героическому подвигу коммунистов, режиссер сделал своими героями идеологических противников Мао — чанкайшистов. Ну а чтобы подсластить пилюлю, впервые сделал фильм в жанре масштабной исторической мелодрамы.
Поклонникам гонконгских боевиков («Наемный убийца», «Круто сваренные») Ву, прославивших режиссера на рубеже последних десятилетий прошлого века, надо понимать, что на сей раз это не вполне то, что принято ожидать от режиссера. Во-первых, английское название фильма «The Crossing» в данном случае означает не столько «Переправу», сколько точку перехода. Непосредственно фильм-катастрофа, китайский «Титаник», начнется во втором фильме, первый же — развернутая экспозиция, знакомство с персонажами и погружение в исторический контекст, без которого «Переправа-2» будет выглядеть совсем иначе. В картине почти нет ни батальных, ни просто боевых сцен; это, пользуясь, терминологией другого «великого фильма», «предстояние», которое, впрочем, однозначно стоит того, чтобы быть увиденным.
Прежде всего «Переправа» адресована поклонникам «кино большого стиля». Помимо сравнений с «Титаником» здесь будут уместны и «Жизнь и судьба», и «Война и мир» — подобного рода эпопей, созданных с безупречным чувством вкуса и стиля, в мире не снималось уже очень давно.
С другой стороны, хотя на два часа и приходится всего минут двадцать военных сцен, эти эпизоды — идеальный учебник, доказательство того, что военное кино сегодня все еще может поражать и захватывать воображение. Ну и наконец, как мы уже говорили, первую часть все равно придется посмотреть поклонникам фильмов-катастроф: во второй картине (мировая премьера которой состоится в конце июля) их ожидания будут, судя по трейлеру, вознаграждены сполна.