Однажды режиссеру-документалисту Лоре Пойтрас пришло письмо от человека под псевдонимом Citizenfour. В нем неизвестный гражданин сообщал, что располагает сведениями о нарушении прав и свобод личности Агентством национальной безопасности США. Такое же примерно письмо в то же самое время от того же человека поступило Гленну Гринуолду — журналисту британской газеты The Guardian. Через некоторое время аноним решил открыть себя собеседникам, встретившись в гонконгской гостинице. Журналист и режиссер стремглав вылетели в назначенный пункт. Когда выбравший в качестве опознавательного знака кубик Рубика источник привел их в гостиничный номер, оказалось, что ему и правда есть что рассказать. Правда, представился юноша не сразу: «Ах, да. Меня зовут Эдвард Джозеф Сноуден. Можно просто Эд».
Фильм «Citizenfour: Правда Сноудена» выходит в прокат в зените славы. Картина уже была показана на нескольких фестивалях, получила премию «Оскар», а сам Сноуден вот уже пару лет значится в кумирах чувствительных журналисток-международниц.
Упор в пиар-кампании картины сделан на то, что в фильм Пойтрас вошли уникальные кадры: Сноуден реагирует на первые порции информации, переданные в СМИ, Сноуден переживает из-за допросов невесты, Сноуден тревожно смотрит в окно, Сноуден идет по коридору. Пойтрас не мудрит и максимально подробно два часа выдает хронику жизни своего героя. Вне этих кадров режиссер в основном ужасается вероломному вмешательству АНБ в личную жизнь обитателей планеты Земля — за пределами США слежка еще кропотливей. На руку режиссеру работает, очевидно, и продюсерская рука режиссера Стивена Содерберга — скриншоты шокирующих автора шифровок Сноудена иронично смонтированы с заявлениями чиновников о том, что ни о какой слежке не может быть и речи. Если Большой Брат и следит за тобой, то разве что совсем чуть-чуть.
Пафос понятен — США нарушают базовые свободы личности. Президент Обама противоречит собственным предвыборным обещаниям. Человечество под колпаком АНБ, и это очень, очень плохо.
Однако тот, чье имя (или, во всяком случае, псевдоним) вынесено в заглавие фильма, остается в лучшем случае инструментом в руках слепой судьбы, противопоставленным заигравшемуся в Бога правительству. Мы толком так и не узнаем, что за человек скрывается на чуть растерянным лицом в очках. Понятно, что Сноуден юный идеалист, вдруг осознавший, что находится на зарплате у цитадели цифрового рабства, и решивший с ней побороться. С другой стороны, возникает логичный вопрос — а чего он ожидал, устраиваясь на работу в подобную организацию? Можно предположить, что он не мог вообразить масштабов слежки, но это скорее комплимент АНБ, чем что-то еще.
Впрочем, главные вопросы возникают к режиссеру фильма. Понятно, что
29-летний Сноуден — это не Джулиан Ассанж — главная рок-звезда хакерского реванша нулевых. Его не обвиняют в изнасиловании, он не альбинос и не обладает природной харизмой, способной сплотить тысячи сетевых негодяев.
Однако кое-каких штрихов к его портрету все же можно было добавить. В распоряжении автора оказался уникальный материал. Почему было не поговорить с девушкой Эдварда, почему не реконструировать преследование героя (что не воспрещается документальным жанром)? Документальное кино все же остается жанром искусства, а не передовицей, и вот как раз с художественной составляющей в «Citizenfour» очевидные проблемы. Разумеется, ими можно было бы пренебречь, если бы в картине сообщалось нечто действительно шокирующее или история героя была поистине трагической. Без этих составляющих
выдача «Оскара» фильму выглядит чисто политическим решением.
Ну а во время просмотра кажется, что куда интересней было бы рассмотреть повнимательней быт Сноудена под опекой адвоката Анатолия Кучерены, обучившего Эдварда словам «тяжко» и «стакан». Интересно также и посмотреть на проблему с другой стороны — изучить рутину агентов АНБ, которым круглосуточно приходится фильтровать в поисках интересных данных гигабайты любительского порно, приходящего с веб-камер по всему миру. Впрочем, это уже сюжет не для документальной картины, а для фильма братьев Коэн.