На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
Ok
1 Подписывайтесь на Газету.Ru в MAX Все ключевые события — в нашем канале. Подписывайтесь!
Все новости
Новые материалы +

Можно просто Эд

В прокат выходит документальный фильм «Citizenfour: Правда Сноудена»

В российский прокат выходит«Citizenfour: Правда Сноудена» — обладатель премии «Оскар» за лучший документальный фильм.

Однажды режиссеру-документалисту Лоре Пойтрас пришло письмо от человека под псевдонимом Citizenfour. В нем неизвестный гражданин сообщал, что располагает сведениями о нарушении прав и свобод личности Агентством национальной безопасности США. Такое же примерно письмо в то же самое время от того же человека поступило Гленну Гринуолду — журналисту британской газеты The Guardian. Через некоторое время аноним решил открыть себя собеседникам, встретившись в гонконгской гостинице. Журналист и режиссер стремглав вылетели в назначенный пункт. Когда выбравший в качестве опознавательного знака кубик Рубика источник привел их в гостиничный номер, оказалось, что ему и правда есть что рассказать. Правда, представился юноша не сразу: «Ах, да. Меня зовут Эдвард Джозеф Сноуден. Можно просто Эд».

Фильм «Citizenfour: Правда Сноудена» выходит в прокат в зените славы. Картина уже была показана на нескольких фестивалях, получила премию «Оскар», а сам Сноуден вот уже пару лет значится в кумирах чувствительных журналисток-международниц.

Упор в пиар-кампании картины сделан на то, что в фильм Пойтрас вошли уникальные кадры: Сноуден реагирует на первые порции информации, переданные в СМИ, Сноуден переживает из-за допросов невесты, Сноуден тревожно смотрит в окно, Сноуден идет по коридору. Пойтрас не мудрит и максимально подробно два часа выдает хронику жизни своего героя. Вне этих кадров режиссер в основном ужасается вероломному вмешательству АНБ в личную жизнь обитателей планеты Земля — за пределами США слежка еще кропотливей. На руку режиссеру работает, очевидно, и продюсерская рука режиссера Стивена Содерберга — скриншоты шокирующих автора шифровок Сноудена иронично смонтированы с заявлениями чиновников о том, что ни о какой слежке не может быть и речи. Если Большой Брат и следит за тобой, то разве что совсем чуть-чуть.

Пафос понятен — США нарушают базовые свободы личности. Президент Обама противоречит собственным предвыборным обещаниям. Человечество под колпаком АНБ, и это очень, очень плохо.

Однако тот, чье имя (или, во всяком случае, псевдоним) вынесено в заглавие фильма, остается в лучшем случае инструментом в руках слепой судьбы, противопоставленным заигравшемуся в Бога правительству. Мы толком так и не узнаем, что за человек скрывается на чуть растерянным лицом в очках. Понятно, что Сноуден юный идеалист, вдруг осознавший, что находится на зарплате у цитадели цифрового рабства, и решивший с ней побороться. С другой стороны, возникает логичный вопрос — а чего он ожидал, устраиваясь на работу в подобную организацию? Можно предположить, что он не мог вообразить масштабов слежки, но это скорее комплимент АНБ, чем что-то еще.

Впрочем, главные вопросы возникают к режиссеру фильма. Понятно, что

29-летний Сноуден — это не Джулиан Ассанж — главная рок-звезда хакерского реванша нулевых. Его не обвиняют в изнасиловании, он не альбинос и не обладает природной харизмой, способной сплотить тысячи сетевых негодяев.

Однако кое-каких штрихов к его портрету все же можно было добавить. В распоряжении автора оказался уникальный материал. Почему было не поговорить с девушкой Эдварда, почему не реконструировать преследование героя (что не воспрещается документальным жанром)? Документальное кино все же остается жанром искусства, а не передовицей, и вот как раз с художественной составляющей в «Citizenfour» очевидные проблемы. Разумеется, ими можно было бы пренебречь, если бы в картине сообщалось нечто действительно шокирующее или история героя была поистине трагической. Без этих составляющих

выдача «Оскара» фильму выглядит чисто политическим решением.

Ну а во время просмотра кажется, что куда интересней было бы рассмотреть повнимательней быт Сноудена под опекой адвоката Анатолия Кучерены, обучившего Эдварда словам «тяжко» и «стакан». Интересно также и посмотреть на проблему с другой стороны — изучить рутину агентов АНБ, которым круглосуточно приходится фильтровать в поисках интересных данных гигабайты любительского порно, приходящего с веб-камер по всему миру. Впрочем, это уже сюжет не для документальной картины, а для фильма братьев Коэн.

Новости и материалы
Глава ЕК назвала условия возврата Украиной кредита ЕС
В Венгрии раскрыли планы ряда стран Европы враждовать с РФ при любом исходе на Украине
Ким Бейсингер снялась с дочерью и внучкой в горах
Прохор Шаляпин перечислил нужные в школьной программе популярные песни
Известный боксер вызвал на бой Даню Милохина
«Орешник» готовят к заступлению на боевое дежурство в Белоруссии
В минобороны Белоруссии прокомментировали размещение Patriot в Польше
«Газета.Ru» показала обстановку внутри Гостиного двора перед прямой линией с Путиным
В МО Белоруссии оценили идею разместить ядерное оружие на Украине
Невеста Лепса о красоте своей матери: «Если будущий муж будет тайно в нее влюблен, я пойму»
Россияне назвали идеальную песню для исполнения на корпоративе
«С удовольствием надрал бы зад»: Трояновский готов повторить за Майком Тайсоном
Татарстанец ударил дверью возлюбленную, она не выжила
В Росрыболовстве заявили об увеличении объемов производства красной икры
Футболист «Краснодара» может перейти в «Интер»
Совфед поддержал снижение возраста принесения присяги гражданина РФ
Лавров прибыл на конференцию в Каире
СФ одобрил закон об ужесточении наказаний за дезертирство для экс-заключенных
Все новости