Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Кинотавр-2015»: весело и страшно

Лучшие фильмы «Кинотавра»: выбор «Газеты.Ru»

«Газета.Ru» выбрала пять лучших фильмов 26-го «Кинотавра» из числа внеконкурсных и не отмеченных призами картин, которые стоит увидеть.

«Брат Деян»

Над своим новым фильмом автор «Шультеса» и «Охотника», лауреат «Кинотавра» Бакур Бакурадзе начал, узнав об аресте Ратко Младича, — первоначально проект носил название «Генерал». Герой картины — сербский генерал Деян Станич, уже десять лет скрывающийся от приведения в исполнение приговора Гаагского трибунала. Картина легко могла бы стать динамичным триллером, однако к тому, что предлагает зрителю Бакурадзе, невозможно в полной мере подготовиться, даже ознакомившись с его предыдущими работами.

Это поначалу невыносимо медленное кино, сосредоточенное не на сюжете, а на медитативном всматривании в персонажа.

Периодически действие прерывается флешбэками о войне, но самыми шокирующими оказываются вставки, в которых сам режиссер разыгрывает будущие сцены фильма или руководит действиями съемочной группы. Эти кадры зарифмованы с основным действием и создают поразительный психоделический эффект, погружая зрителя в настоящую, бескомпромиссно сконструированную художественную реальность. На мастер-классе, прошедшем в рамках «Кинотавра», Бакурадзе рассказывал о смерти традиционного европейского кино — традиции, которую он и пытался сломать в своем фильме.

«Брат Деян» — это и правда работа, которая идеально будет смотреться на любом мировом киносмотре, а вот зрительская судьба фильма неочевидна: эта картина не то чтобы враждебно настроена к человеку в кинозале, она его попросту игнорирует. Однако это именно тот случай, когда силы, потраченные на просмотр, абсолютно стоят результата: фильм Бакурадзе невозможно выбросить из головы, а сам режиссер доказал, что является одним из лучших ныне живущих киноавторов.

«После нас хоть потоп»

Новый фильм автора «Горько!» Жоры Крыжовникова был показан в рамках короткометражного конкурса, но его прокатная судьба уже определена: «После нас хоть потоп» — это часть новогоднего альманаха «Страна чудес», который выйдет в прокат 31 декабря 2015-го. Сюжет новеллы, показанной на «Кинотавре», выстроен вокруг контакта жителя русской провинции Валеры (Тимофей Трибунцев) с парой усатых инопланетян, летающая тарелка которых случайно заглохла на нашей планете. Выпив и спев в караоке, распаренные братья по разуму сообщают, что через пару дней Землю ждет новый Всемирный потоп. Это известие дает старт забега Валеры по родному городку в поисках компаньона по отлету с обреченной планеты. В отличие от «Горько!» здесь Крыжовников в полной мере демонстрирует уровень погружения в советскую киноклассику. Истерически смешная картина полностью выстроена на гайдаевских гэгах, помещенных в коллизию из фильма «Кин-дза-дза!». Единственный вопрос, который возникает в связи с фильмом, — почему таких комедий не выходит по нескольку десятков в год.

«Парень с нашего кладбища»

Один из семи дебютов конкурсной программы «Кинотавра» — блистательная комедия, демонстрирующая, что жанр хоррора (пусть и комедийного) вполне может прижиться в российском кино. Герой картины, сыгранный Александром Палем, устраивается работать кладбищенским сторожем к своему дяде. Пятеро его предшественников на этом непростом месте в ужасе сбежали, и юноша быстро понимает почему. Дело в том, что мертвецы — от криминальных авторитетов до милиционеров — имеют здесь обыкновение подниматься из могил, дабы проверить нервы своего надсмотрщика. Постановщики-дебютанты братья Чижиковы взяли основу из «Живых мертвецов», добавили почти гоголевской иронии и вывели в качестве оживающих мертвецов не монстров, а уходящую натуру. Один из самых обаятельных и смешных фильмов фестиваля, которому хочется пожелать удачной прокатной судьбы.

«Убрать из друзей»

Десктоп-триллер Лео Габриадзе формально носит американское гражданство, хотя поставлен и спродюсирован гражданами РФ. Пятеро подростков созваниваются в скайпе и неожиданно обнаруживают, что к их беседе подключился безликий аноним. Постепенно становится понятно, что это их вернувшаяся с того света в виде сетевого фантома одноклассница. Год назад она застрелилась после того, как «друзья» выложили в интернет ролик, где пьяная девушка предстала в совсем неприглядном свете, и теперь она вернулась отомстить. Фокус фильма в том, что все его действие разворачивается на экране макбука одной из героинь. По словам авторов, это дает возможность глубже заглянуть во внутренний мир персонажей. В планах создателей уже есть как минимум четыре аналогичных фильма в разнообразных жанрах.

«Угонщик»

Фильм Максима Кулагина, удостоенный специального диплома жюри, — еще один пример убедительного российского ужастика. Начавшись как криминальный триллер про двух угонщиков, случайно укравших машину с девушкой в багажнике, в финале фильм превращается в убедительную заявку на русскую версию «Ходячих мертвецов».

Что думаешь?
Загрузка