Кристофер Ли был госпитализирован три недели назад из-за проблем с дыханием и сердцем, сообщает The Telegraph. Он умер в воскресенье, 4 июня, а объявление о смерти было задержано по просьбе его жены. О дате похорон пока не сообщается.
С женой Ли прожил более полувека, еще дольше продолжалась его кинокарьера. Он начал сниматься в конце 1940-х, прошедшим Вторую мировую войну 25-летним ветераном авиационной разведки, был знаком с продюсерами, но ждать звездной роли ему пришлось почти десять лет. Он играл небольшие роли в картинах самого разного жанра — от дебютной драмы «Коридоры зеркал» (1947) до музыкального «Мулен Руж» (1952). К 1957-му в фильмографии Ли было уже около 30 ролей, но ни одна из них не дала повод говорить о нем как о новой звезде.
На помощь пришло жанровое кино: в середине 50-х студия Hammer начинает производство фильмов ужасов.
Они выходят один за другим, в нескольких сериях, и в одну из них — о румынском вампире графе Дракуле — на главную роль был приглашен Ли. Именно образ вампира, созданный Ли, приобрел статус хрестоматийного.
Ли вместе со своим другом Питером Кашингом участвовал и в «Мумии» (сыграл собственно мумию древнего египтянина), и в «Проклятии Франкенштейна» (Чудовище Франкенштейна), и в других фильмах. Образ злодея приклеился к нему, он играл фактически только Дракулу — с небольшими перерывами на другие роли. Например, на Распутина или на графа Рошфора. Даже в бондиану его взяли на роль оппонента главного положительного героя — он был Франциско Скарамангой в «Человеке с золотым пистолетом» (1974).
К концу 70-х Ли сумел окончательно оторваться от образа Дракулы. В одном из интервью он просил не объявлять его «легендой хоррора». «Я отошел от этого», — заявил актер.
Отошел настолько далеко, что в начале 90-х сыграл безусловно положительного Шерлока Холмса в двух телефильмах о приключениях великого сыщика. Правда, его все равно вспоминали только как Дракулу — и иногда как злодея, с которым сражался Бонд.
Вторая волна популярности настигла актера в начале двухтысячных и оказалась такой сильной, что Дракула остался в тени сыгранных им новых злодеев.
В 2001 году Питер Джексон пригласил 80-летнего актера на роль мага Сарумана в свою экранизацию «Властелина колец» Толкиена.
Вряд ли Ли долго раздумывал, принимать это предложение или нет: он был лично знаком с писателем и очень любил фэнтезийную трилогию. Его Саруман оказался достойным противником Гэндальфа, сыгранного Иэном Маккелленом, и всего Братства кольца. Другой классический злодей в исполнении Ли появился годом позже во втором эпизоде «Звездных войн» — в «Атаке клонов» он сыграл графа Дуку, ситха и ученика Палпатина, сумевшего победить Энакина Скайуокера и Оби-Ван Кеноби.
У Кристофера Ли одна из самых больших фильмографий в истории кино — около 280 ролей.
При этом в последнее время актер обратился и к музыке; петь в кино он начал еще в начале 70-х (впервые — в фильме «Плетеный человек»), но делал это очень нерегулярно. В нулевые он сотрудничал с несколькими группами, записал четыре сольных альбома, на одном из которых исполнил хэви-металлические композиции.
Одной из последних его киноработ стала роль Сарумана, к образу которого актер вернулся в финале трилогии «Хоббит».