Прошлогодний юбилейный «Кинотавр», отметив четверть века, дал отмашку новому периоду в истории фестиваля. В этом году церемония открытия была по возможности посвящена взгляду в будущее, но, разумеется, с непременной оглядкой на великое прошлое. Торжество решили максимально технологично: компанию ведущему церемонии лидеру группы «Моральный кодекс» Сергею Мазаеву составили виртуально присутствовавшие на составном экране режиссеры Андрей Звягинцев и Александр Котт и актер Евгений Стычкин. Последний в соответствии с визуальным кодом 26-го «Кинотавра», эмблема которого представляет собой почтовую марку, нарядился в форму почтальона. Очевидно, таким образом была воплощена идея письма в будущее — тому поколению молодых режиссеров, многие из которых в этом году начнут свою кинокарьеру благодаря фестивалю.
Для того чтобы придать им уверенности, на протяжении всей церемонии речь шла об историях успеха.
«Левиафан» Андрея Звягинцева, «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, «Испытание» Александра Котта — картины, которые, получив старт на прошлогоднем «Кинотавре», собрали солидный урожай российских и зарубежных премий. Эту статистику зачитал Мазаев, который поделился и собственным легендарным киноопытом: в 1979-м он ушел в самоволку из армейского оркестра, чтобы сняться в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Прозвучала в ходе церемонии и уже озвученная на майской пресс-конференции тревожная нота: в этом году российский Минкульт значительно сократил финансирование кинематографа. Впрочем, через год организаторы «Кинотавра» рассчитывают на вал достойных самодеятельных картин.
Актуальных тревог на церемонии касались скорее вскользь, подчеркивая уверенный взгляд в будущее и благодарный — в прошлое.
За последнее отвечал в первую очередь режиссер Вадим Абдрашитов, награждение которого почетным призом «За гражданскую и художественную бескомпромиссность» было встречено стоячей овацией. Получая награду из рук президента фестиваля Александра Роднянского, Абдрашитов подчеркнул, что его творческая принципиальность обусловлена прежде всего художественными причинами.
Церемония финишировала песней «Морального кодекса» «Я выбираю тебя», в ходе исполнения которой Сергей Мазаев умудрился несколько раз вставить в текст слово «Кинотавр».
Ну а после перерыва Станислав Говорухин представил свою новую картину «Конец прекрасной эпохи», снятую по мотивам «Компромисса» Сергея Довлатова.
Надо отметить, что со стороны режиссера в представлении картины на фестивале заключается известная смелость: его предыдущая картина «Weekend» несколько лет назад была осмеяна публикой. На «Конце прекрасной эпохи» люди тоже смеялись, но уже в тех местах, где это предполагает бережно перенесенная на экран довлатовская проза.
Формально сюжет картины сводится к почти случайной и недолгой работе журналиста Андрея Лентулова в таллинской газете. Говорухин, разумеется, несколько сократил исходный текст и кое-что в нем поменял — при всей сочности языка, как экранизировать довлатовские анекдоты, было не вполне понятно. В результате «Конец прекрасной эпохи» оказался похож на недавний «Ромовый дневник» — не слишком удачную, но по-своему обаятельную экранизацию раннего романа Хантера Томпсона. Как и там, герой фильма Говорухина выступает скорее наблюдателем, чем участником событий, которые складываются не столько в сюжет, сколько в попытку достоверно вспомнить ту самую «прекрасную эпоху».