Строго говоря, нет группы, название которой более точно отражает окружающую нас сегодняшнюю действительность, чем Faith No More. Простая и честная констатация переизбытка информации при парадоксальной невозможности никому верить: если бы такая группа не существовала уже почти три десятка лет, ее определенно стоило бы придумать. Здесь стоит вспомнить, что
на момент создания (вернее — формирования классического состава с Майком Паттоном у микрофона) Faith No More приходилось выступать скорее мастерами мимикрии.
На рубеже 80-х и 90-х в музыкальных клубах бушевала гранж-революция, с которой калифорнийским фанк-гедонистам с их кабаретным подходом к тяжелому року было не вполне по пути.
Тогда музыкантам, впрочем, удалось добиться успеха — не в последнюю очередь благодаря привычке Паттона жонглировать вокальными техниками — от шепота до истошного вопля. Однако когда посреди набора из фанк-металлических хитов Faith No More вдруг записывали перепевку эстрадного стандарта «Easy», это вызывало у волосатых подростков недоумение.
После приостановки творческой деятельности в конце 90-х все музыканты проявили себя на стороне.
Время показало, что, за исключением вокалиста, это просто крайне профессиональные, мастеровитые инструменталисты — одни из лучших в рок-музыке. Паттон же наплодил гигантское количество сайд-проектов, в которых окучил все возможные жанры — от металла и фри-джаза до итальянской эстрады «под Челентано» и музыки для кино. Теперь певца уже никому и в голову не придет номинировать на «голос поколения», зато очевидно, что Майк — едва ли не самый выдающийся рок-эксцентрик нашего времени.
Шесть лет назад музыканты вновь воссоединились — вроде бы чтобы просто заработать на волне ностальгии. В 2011-м они впервые исполнили новую песню, выдав ее за кавер-версию. Прозорливые поклонники быстро поняли, что Faith No More в очередной раз их разыграли, и стали ждать новой работы, которая в итоге получила слегка макабрическое название «Sol Invictus».
При первом же прослушивании короткой, по меркам группы, 40-минутной пластинки быстро становится понятно, почему работа так затянулась.
Музыканты, очевидно, не хотели впадать в самоповторы, выдавая сборник общих мест,
поскольку в тиражировании барочного фанк-метала за 18 лет студийного молчания преуспел целый ряд коллективов — например, группа Korn. Для максимально полного и точного воплощения нынешнего состояния группы продюсированием альбома занялся бас-гитарист Билли Гулд, а выпуск взял на себя основанный Майком Паттоном лейбл Ipecac Records. Музыкально Faith No More образца 2015 года — это сложносочиненный готический арт-рок, включающий, впрочем, все приметы стиля — фанковый ритм дуэта Гулда и барабанщика Майка Бордина, помпезные клавиши Родди Ботума и, разумеется, шепоты и крики Паттона.
Как и многие работы мастеров прошлого (скажем, недавний альбом Blur), «Sol Invictus» сделан так, как сейчас никто не делает.
Идей, заложенных в каждой композиции иным, более ушлым артистам, хватило бы на целый альбом, группа звучит широко и зычно, а пластинка идеально слушается по кругу.
Но самое неожиданное заключается в другом. Освободившись от обязанности оправдывать ожидания публики и демонстративно отгородившись от окружающего мира (сцена в их нынешнем туре оформлена в духе поминальной мессы), группа выпустила работу, крайне созвучную сегодняшнему дню. Такие песни, как «Superhero» или «Matador», не описывают действительность, а транслируют отношение к ней. Сочетание затейливого композиторского мышления и текстовых абстракций помогает взглянуть на реальность с долей здорового цинизма. Разумеется, с гуманистической точки зрения такая позиция ведет к душевной черствости, но сейчас такой способ противостояния предчувствиям «последних времен» и очередной волне «новой искренности» кажется наиболее действенным.