Гроб Пастернака
Гроб с телом Пастернака несут от дверей его дачи в подмосковном Переделкино к воротам. Скорбная процессия проходит половину пути, к ней уже готова присоединиться стоящая наособицу группа молодых поэтов, но что-то идет не так — и все возвращаются к дому. Снова идут, на этот раз пройдя весь путь, но вновь что-то выходит неудачно — и вот уже гроб выносят в третий раз. Потом в четвертый, пятый...
Нет, это не новые, неизвестные доселе факты о похоронах Бориса Пастернака, состоявшихся в Переделкино 2 июня 1960 года.
Узкая улочка, что ведет к даче, ставшей домом-музеем поэта, заставлена машинами-фургонами, много людей, огромные светоотражающие экраны ловят постоянно убегающее солнце — день выдался по-настоящему жаркий и безоблачный, но дача Пастернака утопает в зелени.
Режиссер Влад Фурман (недавний сериал «Куприн. Яма») и продюсер Денис Евстигнеев снимают для Первого канала фильм по роману Василия Аксенова «Таинственная страсть».
О временах и поэтах
«Таинственная страсть» стала последней завершенной работой Аксенова; его автобиографический роман «Ленд-лизовские» дописан не был. Писатель скончался в июле 2009 года, успел увидеть опубликованные в журнале «Коллекция каравана историй» главы «Страсти», но в полном виде книга вышла посмертно. «Таинственная страсть» — беллетризованные мемуары.
«Не вполне уверен в хронологической точности событий романа, а также в графической схожести портретов и в полной психологической близости героев и прототипов. Я всегда испытывал недоверие к мемуарному жанру», — признался Аксенов в авторском предисловии.
Поэтому «Таинственная страсть» больше похожа на литературную игру. Герои Аксеновым поименованы странными именами-кличками, за которыми легко угадываются прототипы. Себя он вывел как Ваксона, Белла Ахмадулина стала Нэллой Аххо, Евгений Евтушенко — Яном Тушинским, Андрей Вознесенский — Антоном Андреотисом, а Булат Окуджава — Кукушем Октавой. Часть имен своих персонажей Аксенов объяснил все в том же предисловии, остальные разжевывать не стал, предлагая читателю самому догадываться о том, кто скрывается за выбранной писателем маской.
О временах и эпохах
Экранная версия охватывает десять лет из жизни героев — с 1958-го по 1968-й, хотя в книге центральным событием была встреча поэтов-шестидесятников в Коктебеле в 1968 году, а отдельные главы описывали события, перескакивая, например, от событий 1962-го к 2006-му и обратно.
«В 1968 году началась совсем другая эпоха. С вводом войск в Чехословакию началась эпоха Брежнева, и 60-е годы закончились — вместе с оттепелью и Хрущевым. А начались они в 1958-м — для нас, в этом фильме», — пояснил Евстигнеев. Правда, в фильме будут и события, случившиеся в другие годы. Например, поэтический концерт в Лужниках в 1976 году.
«По этому фильму нельзя будет изучать историю, — рассказал продюсер. — Мы даем лишь образ времени. Мы даже специально запутали возрасты героев, взяли стихи, которые были написаны позже показанного времени».
Сам Аксенов, впрочем, тоже сомневался, что прототипы героев романа когда-либо собирались все вместе.
«Роман — это литературная игра, в чем-то вымысел, в чем-то правда, — рассказал сыгравший Ваксона актер Алексей Морозов. — А у нас — киносценарий по этому роману, то есть мы сделали следующий шаг, переработав книгу под кино.
И получился тройной взгляд на «Таинственную страсть» — самого Аксенова, сценариста Елены Райской и нас, как актеров».
Чулпан Хаматова, исполнительница роли Нэллы Аххо, тоже напомнила, что уже в романе есть отстранение от реальных фигур. Тем не менее она призналась, что ей «до озноба страшно», чтобы сцены с чтением стихов не превратились в карикатуру.
«Хочется, чтобы это было подлинно и достоверно», — говорит актриса.
Актеры и роли
По признанию Евстигнеева, авторы фильма не стремились к портретному сходству актеров и их прототипов. Тем не менее следует отметить, что эффект узнавания присутствует. Морозов похож на молодого Аксенова, а Хаматова нашла, как узнаваемо показать Ахмадулину.
Удачно попал в образ Яна Тушинского и Филипп Янковский — несмотря на то, что он несколько старше своего персонажа, а сходство Евгения Павлова и молодого Андрея Вознесенского, по словам актера, отмечали уже давно.
Роль Высоцкого (в книге и сериале он выведен как Вертикалов) играет Сергей Безруков.
«После фильма про Высоцкого («Высоцкий. Спасибо, что живой». — «Газета.Ru») очень сложно, фактически невозможно сделать лучше, — объяснил выбор актера Евстигнеев. — Если просто взять кого-то похожего на Высоцкого — все скажут, что это халтура. Поэтому мы ограничились тем, что сняли с Безрукова маску».
Появится в «Таинственной страсти» и Бродский (Яков Процкий, сыгранный Артуром Бесчастным) — вместе с Ваксоном они будут курить в тамбуре поезда и обсуждать судьбы страны. Будет Роберт Рождественский (Роберт Эр — Александр Ильин) и любовь Аксенова Ралисса, которую сыграет Юлия Пересильд.
Коктебель впереди
В аксеновском романе Пастернак упомянут считаное число раз, но книга лишь стала основой для создания телеэкранизации. Работа над этим проектом началась, по словам Евстигнеева, три года назад; год ушел на написание сценария, и вот дело дошло до собственно съемок. Они начались осенью 2014-го, а завершатся в этом июле.
Съемочная группа побывала в Праге, отсняла зимние сцены в Петербурге, остались Москва и Коктебель.
В некоторые исторические места группу просто не пустили. Евстигнеев пожаловался, что не разрешили снимать в Литературном институте, в котором учились Евтушенко, Ахмадулина и другие герои фильма, зато пустили в ресторан Центрального дома литераторов и на стадион «Лужники», где будет сниматься поэтический концерт.
На экраны «Таинственная страсть» выйдет в следующем телесезоне.