Маленький Слава живет в бараке, бегает по двору на прикрученных к валенкам коньках и получает от родителей в подарок первую настоящую клюшку. В следующем эпизоде его уже зовут по фамилии — Фетисов (Евгений Пронин) и он тренируется у Анатолия Тарасова (Валерий Баринов), а Валерий Харламов (Антон Хабаров) уверяет юниоров, что и с ними тренер обращался не менее жестко. Вот Вячеслав Фетисов пытается уехать с Кубка Канады на похороны Харламова — но принимает решение остаться и выигрывает у сборной хозяев с разгромным счетом 8:1. А вот Фетисов знакомится с девушкой Ладой (Любава Грешнова), которая в будущем станет его женой.
Фильм «Слава», посвященный хоккеисту, тренеру и сенатору Вячеславу Фетисову, сделала основанная телеведущим и продюсером Алексеем Пимановым кинокомпания, а поставил Антон Азаров, автор сериалов «Даша» и «Ярость».
Первый собирался показывать сериал в феврале этого года, объединив его с другим спортивным сериалом — «Выстрел». Но «Выстрел» так и не был показан полностью (отменен после четырех серий), и жизнеописание Фетисова тоже отложилось. Сошлось все для премьеры на этой неделе: в Чехии в воскресенье завершился 79-й хоккейный чемпионат, в финале которого играли Россия и Канада. Почти как в 1981-м, только на этот раз победили канадцы — со счетом 6:1.
На Западе про спорт снимают много, охотно и с участием больших звезд. Харрисон Форд в роли тренера по бейсболу принимает в свою команду первого чернокожего в драме «42», Кевин Костнер готовит эмигрантов-латиноамериканцев к победе в чемпионате по легкой атлетике в «Макфарлене», а Тим Рот играет президента FIFA Йозефа Блаттера в «Лиге мечты» — и это только фильмы, основанные на реальных событиях и вышедшие относительно недавно. Сильвестр Сталлоне почти 40 лет не расстается с образом боксера Рокки Бальбоа (седьмой фильм франшизы выйдет осенью 2015-го), поучаствовав даже в «холодной войне» — в четвертой части он победил страшного Ивана Драго из СССР.
Современный российский кинематограф спортивную тему до определенного момента поднимать словно бы опасался. Были, конечно, четырехсерийные «Хоккейные игры», рассказавшие историю советского хоккея с середины 1940-х до 1972 года, когда сборная СССР отправилась на Суперсерию в Канаду.
Этим же эпизодом завершается вышедшая в 2013 году «Легенда №17» Николая Лебедева — вот эта картина, что называется, выстрелила, став одним из лидеров отечественного проката и показав, что интерес к спортивным драмам у нас не утрачен.
Успех «Легенды» позволил по-новому взглянуть на «Хоккейные игры», где подробно раскрывается тема, скороговоркой прозвучавшая в фильме, — о противостоянии Анатолия Тарасова и Всеволода Боброва. Осенью 2013-го телеканал СТС начал показ хоккейной комедийной драмы «Молодежка», которая уже с честью выдержала два сезона, а сейчас готовится к третьему. И там, и там играли звезды: Данила Козловский (Харламов), Олег Меньшиков (Тарасов) в «Легенде», Андрей Мерзликин и Федор Бондарчук в «Молодежке».
В «Молодежке» появился в камео и Вячеслав Фетисов.
В принципе, появление «Славы» после байопика Харламова в определенном смысле логично. «Легенда» стала художественным осмыслением истории советского хоккея 1970-х, которые были годами тройки Михайлов — Петров — Харламов. Вслед за ними пришла пятерка Ларионова, защитником в которой был Фетисов. Правда, был фильм «Красная армия», который открывал ММКФ-2014 и в котором одним из главных рассказчиков был как раз Фетисов, но тот был документальным и американским.
«Слава», впрочем, до уровня «Легенды» не дотягивает, хотя драматургически идет примерно по тому же пути, рассказывая в каждой серии почти завершенную историю. Звезды в сериале только хоккейные, а снятые с выдумкой зрелищные спортивные моменты — слишком короткие и очень редкие. Биография Фетисова часто используется в сериале лишь как основа для создания драматических моментов — например, связывает гибель Харламова и финал Кубка Канады 1981 года, в реальности разделенные двумя неделями; хотя обещание победить на турнире в память коллеги члены сборной действительно давали.
В общем, картина рассказывает о Фетисове, напоминает об основных вехах его жизни и отдает своеобразную дань уважения мастеру. От зрителя, конечно, требуется определенная подготовленность, знание деталей. И дай бог, чтобы на «Славе» российская хоккейная фильмография не завершилась — это было бы несправедливо.