Лейтенант Огарков не выполнил задание, испугавшись немцев, и был приговорен к расстрелу. Конвоировать в штаб армии Огаркова приказано молчаливому казаху – рядовому Джурабаеву. По пути к окончательному трибуналу героям предстоит несколько раз миновать линию фронта, выйти из окружения и пересмотреть неприязненное поначалу отношение друг к другу.
Немудреный сюжет «Дороги на Берлин» основан на повести «Двое в степи», написанной автором дважды экранизированной «Звезды» Эммануила Казакевича и фрагментах из дневников Константина Симонова. Впрочем, как показывает недавняя повторная экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», литературный первоисточник не всегда соответствует тому, что зритель в итоге видит на экране. Куда больше сейчас зависит от авторского взгляда на эти выдержавшие проверку временем тексты. Однако «Дорога на Берлин», поставленная сериальным режиссером Сергеем Поповым под, как гласят титры, художественным руководством Карена Шахназарова, на практике оказывается примерно тем, чего ожидаешь от экранизации старорежимной военной повести.
Авторы с очевидным уважением отнеслись не только и не столько к тексту, сколько к самой интонации, в которой во время просмотра безошибочно угадывается почтение к советской военной киноклассике.
Главное отличие старого военного кино от нового заключается в том, что режиссеры прошлого, многие из которых застали военные годы в сознательном возрасте, справедливо полагали: внятный рассказ о событиях тех дней работает лучше любых обобщений. Сегодня, обращаясь к теме Великой Отечественной войны, кинематографисты переписывают ее историю сплошь большими, плакатными буквами. Это фильмы о Подвиге, Героизме, Жертвах и т.д. За громогласностью этих символов в результате теряются частные, человеческие, что называется, истории, судьбы тех самых людей, которые сделали Победу возможной.
«Дорога на Берлин» с ее спокойной интонацией и скупыми диалогами на этом фоне выделяется крайне выгодно, даже если не учитывать тщательнейшей реконструкции формы, техники и всего прочего, что полагается в таких случаях.
По жанру фильм Попова и Шахназарова — это не масштабное батальное кинополотно, а сравнительно аскетичное роуд-муви, показывающее войну не как факт великого прошлого, а как именно что обозначенный в названии путь. В этой сознательной скромности амбиций и заключается главное достоинство фильма, не претендующего на полноценную ревизию жанра, как те же «Зори» или «Битва за Севастополь». Посреди громогласного официоза, сопровождающего важную дату, авторы умудряются вести рассказ вполголоса, ни разу не срываясь на крик. И оказывается, что только так и можно, пожалуй, напомнить о том, что в действительности случилось 70 лет назад.