Команда «Мстителей» под предводительством Железного человека Тони Старка (Роберт Дауни-мл.) продолжает борьбу за мир во всем мире против нацистской «Гидры», рассекреченной Капитаном Америкой. В процессе штурма цитадели «Гидры» в вымышленной восточноевропейской стране Заковии супергерои обнаруживают посох Локи, в котором заключен один из Камней Бесконечности. И встречают двух новых противников: сверхбыстрого юношу Пьетро и его сестру-близнеца Ванду Максимофф, обладающую способностями к гипнозу и телекинезу. Пережив благодаря ей ряд галлюцинаций, «Мстители» возвращаются в штаб, где Тони Старк на основе камня из посоха создает Альтрона — искусственный интеллект, который должен защитить Землю от всех возможных напастей.
Железный человек не учел одного: искусственно поразмыслив, Альтрон приходит к выводу, что наибольшую опасность для планеты представляет — правильно, человеческая раса.
«Эра Альтрона» венчает второй тур экранизаций комиксов Marvel, в процессе которого эта киновселенная приросла, например, «Стражами Галактики» (которым в картине места, впрочем, не нашлось). Судьба третьего цикла пока остается туманной.
Новые «Мстители» уже заявлены — как, скажем, и «Капитан Америка». Однако Роберт Дауни-младший, своим участием во многом и запустивший успех франшизы, все тверже заявляет о намерении соскочить с марвеловской иглы и желании внести больше разнообразия в свою карьеру.
Уход Дауни ставит безусловность успеха следующих фильмов под вопрос, хотя в мире кинокомиксов, кажется, только-только начинается самое интересное.
С точки зрения внутрикомиксовой хронологии
события приближаются к важнейшей для мифологии Marvel Гражданской войне между супергероями, которая начнется в результате очередных попыток Старка защитить род людской.
Этой великой битве будет посвящена следующая серия приключений Капитана Америки («Первый мститель: Гражданская война»), которая выйдет весной будущего года.
Но самое любопытное происходит непосредственно с кинематографическим воплощением культовых героев, бытование которых все ощутимее рифмуется с реальностью за пределами кинотеатров. Тенденция эта наметилась еще в прошлогоднем фильме «Первый мститель: Другая война», где ясноглазый Капитан Америка вдруг из супергероя превратился в героя параноидального триллера о теории заговора в духе фильмов Алана Пакулы («Заговор «Параллакс»).
«Эра Альтрона» формально придерживается жанра комиксового блокбастера, но тревожное настроение пропитывает этот безупречный киноаттракцион так же, как и предыдущую картину цикла.
Основная эмоция, которую транслируют все без исключения непобедимые «Мстители», — растерянность. Почва уходит из-под ног (ближе к финалу — буквально), мир оказывается совсем не таким, каким казался еще недавно, и вообще того и гляди полетит в тартарары (опять же буквально). Железный человек, который раньше был безусловным лидером команды, в новом фильме почти что отходит на второй план; все чаще ошибается, чем ставит собственный авторитет под вопрос.
Давно отмечено, что если не лучшие, то
самые выразительные произведения массового искусства создаются в тот момент, когда производящая их культура переживает кризис.
Современная Америка, готовящаяся попрощаться с супергероем по имени Барак Обама, не оправдавшим возложенных надежд, вновь ищет свое место в мире — и не всегда понимает, за что ей взяться, чтобы закрепить пошатнувшиеся позиции.
В контексте реальной политической борьбы этот процесс выглядит увлекательным все больше для экспертов — для непосвященных в этих комбинациях слишком много неизвестных.
Зато высокобюджетное голливудское кино от этой ситуации, как показывают «Мстители», только выигрывает.
«Эра Альтрона», несмотря на обещания режиссера Джосса Уидона рассказать более камерную историю, оказалась больше и ловчее первого фильма о сверхчеловеческой сборной. Здесь хватает и суперэффектных схваток, и более человечного, чем обычно, юмора, и щекочущей нервы опасности глобальной катастрофы. Которая, хочется верить, все же не выйдет в итоге за пределы кинотеатров хотя бы до того момента, когда там начнется «Гражданская война».