На поклонниках российских телесериалов кризис пока не сказался: каналы продолжают радовать их все новыми и новыми картинами, причем среди них встречаются и такие масштабные, как «Родина» или «Орлова и Александров». Тем не менее падение рекламного рынка в конце прошлого года, разумеется, не могло не сказаться на производстве телевизионного кино. «Газета.Ru» попыталась выяснить, когда телезрителям придется столкнуться с эфирными повторами.
Лучше, чем в 2008-м
Обвал рынка в 2008-м из дня сегодняшнего выглядит отличной тренировкой перед кризисом конца прошлого года — такого мнения придерживается большинство опрошенных экспертов.
«В отличие от 2008 года, рынок гораздо более зрелый и подготовленный к нынешним сложностям», — утверждает глава компании «Амедиа» Александр Акопов.
Генеральный продюсер компании «Вайт Медиа» Тимур Вайнштейн говорит, что нынешняя ситуация с точки зрения бизнеса ничем не отличается от падения семилетней давности — с той лишь разницей, что сегодня производители сериалов уже имеют опыт выживания в экстремальных рыночных условиях. Есть он и у сценаристов: в 2008-м они получили опыт писания в стол, который пошел на пользу творческому процессу в целом. Впрочем, существуют и другие мнения.
Например, основатель одной из крупнейших сериальных фабрик — «Марс Медиа» Рубен Дишдишян подчеркивает, что нынешний кризис имеет рукотворный и потому совершенно непредсказуемый характер, в отличие от прошлого, который был связан с обычным циклом капиталистического производства. Кроме того, как отметил Вайнштейн, для российского телебизнеса теперь закрыт украинский рынок, обеспечивавший некоторый доход от продажи вторичного продукта.
Последствия
Несмотря на опыт, позволивший стабилизировать производство, падение рекламного рынка, которое еще в январе составляло 28%, довольно болезненно ударило по производителям телевизионного кино. Сейчас продюсеры сосредоточены не на запуске новых проектов, а на завершении тех, что были начаты до кризиса. Кроме того, компании, которые осуществляли производство силами штатных сотрудников, были вынуждены сократить их количество минимум на 20–30%, а в некоторых случаях — и в полтора-два раза.
Ну а главное, сам производственный цикл сейчас очень сильно сдвинулся во времени. «Новые запуски с ноября по февраль были нулевые. У меня есть любимая шутка: «Мы крупнейшая компания в стране, потому что у нас есть один заказ», — улыбается Акопов.
Чтобы выжить
Несмотря на то что производство почти остановлено, продюсеры все же изыскивают способы запуска проектов, прорабатывая новые схемы финансирования.
«Например, есть источник финансирования в виде кредита и договоренность с банком, инвестором и заказчиком, что он выкупит картину, когда она будет готова», — рассказывает Акопов.
Компания «Вайт Медиа», в свою очередь, вследствие простоя в производстве телевизионного кино занялась съемками полнометражных картин. По словам Тимура Вайнштейна, сегодня кинобизнес выглядит даже менее рискованным, чем бизнес телевизионный. Главный продюсер ТВ-3 Екатерина Андриенко рассказывает, что ее канал видит два практических пути преодоления кризиса. Первый — поиск партнеров среди каналов «первой пятерки» и иностранных контрагентов, с которыми можно делить права на произведенный продукт. Второй — продажа собственных продуктов и форматов на другие территории, в том числе за пределами СНГ.
Время креатива
«Телевидение такой бизнес, в котором в топку все время надо бросать уголь, нельзя просто остановиться и ждать», — утверждает Тимур Вайнштейн, отмечая, что кризис приводит к очень жесткому планированию. «В обычных условиях каналы обычно даже немного перезаказывают, потому что им нравится тот или иной продукт: телевидение — это все-таки не только бизнес, но и творчество», — объясняет Вайнштейн.
На практике все это означает, что разработка новых проектов идет сейчас едва ли не более тщательно, чем в тучные докризисные (или, точнее, междукризисные) годы, поскольку работа со сценаристами — наименее затратная часть всего производственного цикла.
«Сейчас даже по сравнению с 2008 годом спроса на сценарии больше, — рассказал на условиях анонимности один из топовых российских сценаристов. — Сейчас всех стало больше заботить качество. Уже никто не хочет никакого «мыла» и просто туфты. Всем нужны хорошие, имиджевые проекты, причем за маленький бюджет, — именно такие будут пользоваться спросом: всем нужно хлеба и зрелищ, но по более экономной смете. Но ведь можно же хорошо писать и для малого бюджета».
Кроме того, не ослабевает спрос на военно-патриотическое кино, которому никакой кризис не помеха.
«Кризис — это хорошее время для экспериментов в творчестве, но не для экспериментов в бизнесе», — говорит креативный продюсер одной из крупнейших телекомпаний. Собеседники «Газеты.Ru» сходятся в том, что нынешний момент идеально подходит для подробной разработки качественно новых проектов и формирования из них интересных пакетов, чтобы по окончании кризиса быстро запустить их, вернувшись к прежним производственным мощностям
В частности, Рубен Дишдишян рассказал, что кризис заставил «Марс Медиа» отложить съемки масштабного 16-серийного проекта «Золотая Орда». Однако пауза в производстве дала компании шанс вступить в переговоры с западными коллегами, сделать картину международной и привлечь актеров с мировыми именами.
Вынуждены повториться
Для телезрителей кризис заметен не будет максимум до конца года. У каналов пока хватает отложенных про запас готовых проектов для того, чтобы заполнить вещательную сетку, после чего придется прибегнуть к повторам уже показанных картин. По всей вероятности, этого не избежать: цикл производства новых сериалов, который обычно стартует в апреле-мае, в этом году сдвигается на лето, а значит, несколько месяцев в начале следующего года зрителям все же придется порадоваться встречам с полюбившимися героями.
Однако эта ситуация, по мнению Акопова, продлится недолго. Продюсер уверен, что уже в первой половине 2016-го сетку вещания с точки зрения количества и качества новой продукции будет не отличить от года нынешнего.
Дело в том, что, по неофициальным данным, рекламный рынок сейчас демонстрирует крайне положительную динамику: если в январе падение составляло 28%, то в марте уже всего 9%. Если так пойдет и дальше, то новые контракты с каналами будут заключены уже в мае. Ну а некоторые каналы уже рискнули довериться этой тенденции: как стало известно «Газете.Ru», совсем недавно в производство был запущен третий сезон хитового сериала «Физрук».