Пятидесятилетие сегодня мог бы отметить Анатолий Крупнов — один из самых ярких артистов рубежа 1980–1990-х, лидер группы «Черный обелиск», а также актер театра и кино. Сам музыкант (которого чаще звали не по фамилии, а по прозвищу — Крупский) говорил, что его рок-карьера — «продукт спонтанной жизнедеятельности» и что он совершенно не представляет, куда может занести судьба в дальнейшем — так интереснее. Круглый отличник и выпускник музыкальной школы, он поступил в МАДИ, где проучился три года на первом курсе, умудрился поработать преподавателем, параллельно подрабатывая сварщиком, фотографом… Уже став одним из самых известных российских музыкантов, Крупнов находил время на съемки в кино («Научная секция пилотов») и театр — сыграл главную роль в «Контрабасе» по Патрику Зюскинду.
Главным делом жизни, конечно, была музыка. Первым относительно серьезным проектом для Крупнова стала группа «Проспект», в которую он пришел бас-гитаристом, но быстро захватил лидерские позиции, уведя коллектив от джаз-рока к более брутальным музыкальным формам. Из этих опытов (а также из недовольства новоиспеченного лидера способностями коллег) и возникла группа «Черный обелиск», которая на следующие десять лет стала фактически сольным проектом Крупнова.
«Черный обелиск»
В качестве главного вдохновителя Крупнов называл лидера Motorhead (и тоже басиста) Лемми Килмистера. Соответственно, придумывая саунд своей новой группы, он, так же как и его британский коллега, решил скрестить металлическую тяжесть и рок-н-ролльную лихость — примером этого гибридного стиля может служить одноименная группе песня «Черный обелиск».
Огромное внимание Крупнов уделял и оформлению концертов: многим его поклонникам до сих пор памятны первые выступления группы с гигантским черепом, вращающимися глазами и потусторонними шумами в паузах между песнями.
На первых порах, впрочем, «Черный обелиск» был не слишком похож на ту группу, которая приобрела всероссийскую популярность после альбомов «Стена» и «Еще один день». Крупнов в своих ранних текстах выступал как традиционный металлист, отдавая должное оккультизму и декадансу: один из первых альбомов группы был и вовсе записан на стихи из цикла Шарля Бодлера «Цветы зла».
Крупский
Переломным моментом в истории группы стала пауза, которую Крупнов взял в 1988 году, на два года распустив группу и присоединившись в качестве басиста к популярной трэш-метал-группе «Шах». Отдохнув от фронтменских функций, музыкант возродил «Обелиск», который с новыми силами за три года выпустил четыре новых альбома.
Параллельно сильно вырос авторитет Крупнова как инструменталиста — он вошел в состав группы Гарика Сукачева «Неприкасаемые», образовавшейся после распада «Бригады С», — с ними Анатолий записал три альбома. Крупнов чуть не стал участником еще и группы «ДДТ», но в результате дело ограничилось лишь участием в записи альбома «Это все».
Но и этого музыканту показалось мало: в середине 90-х, отправив «Обелиск» в очередной отпуск, он принялся за запись сольного альбома, на котором собирался отойти от тяжелой музыки.
Пластинка «Чужие песни и несколько своих», вышедшая под псевдонимом «Крупский сотоварищи», стала последней полностью завершенной записью Крупнова и была издана в 1997 году посмертно.
На этом альбоме помимо перезаписанных хитов «Я остаюсь» и «Аве цезарь» нашлось место и песне на стихи Бродского, и кавер-версиям композиций Леонарда Коэна и Адриано Челентано.
Последней же, завершенной уже после смерти Крупнова записью стал «PostАльбом», для которого он собрал в студии совершенно новую группу, которая должна была превратиться в «Черный обелиск» нового образца. Во время работы над этой пластинкой музыкант и скончался в студии во время сердечного приступа. Одной из последних полностью законченных песен Крупнова стала «Иди за мной» на стихи Зинаиды Гиппиус.