На фестивале «Золотая маска» начинаются горячие дни: остался месяц до вручения призов фестиваля «Золотая маска» за спектакли, вышедшие в прошлом сезоне. «Газета.Ru» выбрала десять спектаклей-номинантов, которые не стоит пропускать: почти все из них приехали из других городов или играются специально для фестиваля.
Когда гора сменила свой наряд. Международный фестиваль «Руртриеннале» (Германия) и вокальный театр «Кармина Словеника» (Словения)
Этот бесспорный хедлайнер всей программы участвует во внеконкурсной программе фестиваля. Если в традиционном музыкальном театре автор музыки, как правило, не выступает постановщиком спектакля, то сочинения Хайнера Гёббельса уже включают в себя, помимо звуков, изображение, свет и перемещение предметов в пространстве.
Иногда в его театре вовсе нет человека:
в спектакле «Вещь Штифтера» (которую привозили на «Золотую маску» два года назад) театральная механика полностью заменила актеров. В этом году публике фестиваля предстоит увидеть нечто противоположное: хористки вокального театра «Кармина Словеника» не только поют, но и говорят со зрителями от первого лица.
20, 21 марта, 19.00;
Театр «Мастерская П.Н. Фоменко»
«Алиса». Большой драматический театр, Санкт-Петербург
Сказка Льюиса Кэрролла здесь не более чем основа сценария:
главная героиня спектакля — актриса Алиса Фрейндлих, а литературный персонаж возникает лишь как ассоциация.
Новый руководитель БДТ Андрей Могучий начал диалог с историей товстоноговского театра с помощью спектакля: в «Алисе» используются подлинные свидетельства актеров труппы. Пионер визуального театра в России новейшего времени, Могучий совмещает документальный материал с эффектными аттракционами.
25–26 марта, 19.00;
Киностудия «Амедиа»,
павильон №13
«Вишневый сад». Малый драматический театр — Театр Европы, Санкт-Петербург
Лев Додин возвращается к чеховской пьесе — он уже ставил «Вишневый сад» в 1994 году, но тогда был совершенно другой спектакль. Среди неожиданных режиссерских решений в новой постановке — фильм-презентация с видами вишневого сада, подарок хозяевам усадьбы от Лопахина (а почему бы ему и не быть – пьеса написана в 1903 году). Критики хвалят актерские работы: Раневскую играет Ксения Раппопорт, Лопахина — Данила Козловский, Варю — Елизавета Боярская.
27–29 марта, 19.00;
МХТ им. А.П. Чехова,
Основная сцена
«День города». Камерный театр, Воронеж
Портрет города в технике вербатим (то есть «дословных» постановок на основе документальных интервью с реальными людьми) скоро придется выделить в отдельный театральный жанр: этот простой способ вытащить артистов из четырех стен репетиционного зала иногда дает любопытные результаты. Вот и в Воронеже режиссер Михаил Бычков дал актерам диктофоны и отправил их на празднование Дня города. Документальные монологи чередуются с неофициальными воронежскими гимнами: материалом театральной социологии становится и «праздничное», и «будничное» самоощущение города.
8 апреля, 19.00
9 апреля, 18.00;
Театр им. Моссовета, Сцена под крышей
«Камера обскура». Александринский театр, Санкт-Петербург
В постановке нет актеров в строгом смысле слова: люди на сцене — это художники, Леша Лобанов и Александра Ловянникова. Они придумали спектакль с режиссером Верой Поповой, создали пространство и наполнили его уникальными вещами, и они же ведут действие.
«Камера обскура» следует сюжету Набокова, но пересказывает его с помощью визуальных ассоциаций:
художники манипулируют предметами и картинками, проходят немые сцены и взаимодействуют с видео. Редкий спектакль может похвастаться таким набором инструментов: от хромакея до ретротехники вроде графпроектора.
8 и 9 апреля, 20.00;
Центр им. Вс. Мейерхольда
Присутствие. Театр на Таганке, Москва
<1>Мультимедийная документальная постановка Семена Александровского о первом и самом долгоживущем спектакле Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана» создана в рамках проекта «Группа юбилейного года»: в течение сезона режиссеры, драматурги и художники осмысляли историю знаменитой Таганки средствами современного искусства. Смотреть это нужно сейчас: дальнейшая судьба «Присутствия» неизвестна. Эксперименты в Театре на Таганке приживались с трудом, и нет гарантий, что спектакли Группы юбилейного года останутся в репертуаре даже после смены директора c хозяйственника Владимира Флейшнера на артистку и продюсера Ирину Апексимову.
9 апреля, 15.00, 19.00;
Театральный центр «На Страстном»
«Согласный/Несогласный». «Театр-Театр», Пермь
«История показывает, что каждая идеология заявляет, что она действует во имя блага людей. В пьесе мы видим, что идеология не может заботиться о конкретном человеке, воспринимает его как помеху и даже вынуждена занять позицию «против него» —
мальчик заболевает во время спасательной экспедиции, и экспедиция должна оставить его одного в горах, чтобы спасти деревню.
Самый политизированный драматург XX века Бертольд Брехт набирает обороты в России: режиссеры все чаще и чаще возвращаются к четко сформулированным этическим вопросам, которые этот автор ставил перед обществом. «Согласный/Несогласный» дает еще и возможность увидеть аутентичный театр Брехта, не только писателя, но и прежде всего театрального идеолога и практика: постановщик Андреас Мерц работает строго по его методике. Вероятно, это лучший способ впервые представить текст классика, который еще ни разу не звучал со сцены на русском языке.
10 апреля, 19.00
11 апреля, 16.00;
Центр им. Вс. Мейерхольда
Лекция о ничто.Театр «Post», Санкт-Петербург
Спектакль Дмитрия Волкострелова воспроизводит лекцию композитора Джона Кейджа в пространстве тотальной инсталляции — то есть пространства, целиком в эту инсталляцию вовлеченного.
Одновременно его могут увидеть только двенадцать зрителей, хотя слово «услышать», возможно, было бы правильнее — актёры скрыты от глаз до конца представления.
Хотя этот режиссер прославился постановками современной драматургии, в последнее время он часто обращается к истории искусства, выделяя направления, опыт которых может обогатить сегодняшний театральный язык. Поэтому «Лекция о ничто» — и посвящение Кейджу, и в некотором роде манифест.
10–12 апреля, 20.00, 22.00;
ММОМА на Петровке, 25
«Три сестры». Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Из мирового репертуара Юрий Бутусов, открывший для широкой публики таланты Константина Хабенского, Михаила Трухина и Михаила Пореченкова, чаще всего выбирает самые громкие названия — «Добрый человек из Сезуана», «Утиная охота», «Гамлет».
Но при этом нередко нарушает логику пьесы: меняет местами сцены, зацикливает диалоги, дает разным артистам сыграть подряд один и тот же эпизод.
В его экспрессивной режиссуре много эксцентрики и кричащих визуальных решений. Однако театральный текст Бутусова продиктован, по его словам, напряженным диалогом с автором. «Три сестры» — новое обращение режиссера к Чехову: однажды драматург дал ему повод пересмотреть собственную театральную технику, когда Бутусов ставил «Чайку» в «Сатириконе».
14–15 апреля, 18.00;
Театр им. А.С. Пушкина
«Kill».Театр «Красный факел», Новосибирск
<2>Главный режиссер «Красного факела» 30-летний Тимофей Кулябин стал известен далеко за пределами театральной среды — ведь именно он поставил оперу «Тангейзер», ставшую предметом беспрецедентного судебного разбирательства и парада открытых писем. Однако театральному зрителю это имя известно и в другом контексте: Кулябин — один из лидеров в своем режиссерском поколении, и, в частности, «Тангейзер» — видимо, не только скандальная, но и просто очень талантливая постановка. Скорее всего, оперу покажут на следующем фестивале, а в этом году режиссер покажет в Москве современную адаптацию пьесы Шиллера «Коварство и любовь». Сокращенно Kill.
15 апреля, 19.00;
Театр им. Евг. Вахтангова