Коллекционер Андрей Васильев, подавший в суд на искусствоведа Елену Баснер за «заведомо ложное суждение о подлинности» картины Бориса Григорьева «В ресторане», сообщил на заседании Дзержинского суда Петербурга, что с помощью эксперта ему продали не одну, а две картины. Второй подделкой, по его словам, стало полотно «Похищение» художника-модерниста Николая Калмакова, сообщает РАПСИ.
Процесс над Еленой Баснер, экспертом-искусствоведом с мировым именем, стал одним из самых громких в российской арт-среде последних двух десятков лет.
Специалиста по русскому авангарду обвиняют в том, что летом 2009 года она, в прошлом многолетний сотрудник Русского музея, высказала «заведомо ложное суждение» о подлинности картины художника Бориса Григорьева «В ресторане» 1913 года.
Петербургский коллекционер Андрей Васильев, который начал собирать русский авангард еще в 1970-е, отдал за картину $250 тыс. Однако экспертизу, как утверждает газета «Коммерсантъ», провел лишь после совершения покупки.
Картину Васильеву продал издатель Леонид Шумаков, специализирующийся на книгах о русском искусстве. Полотно, по его словам, происходило из коллекции расстрелянного в 1938 году купца и собирателя авангарда Александра Бурцева, к которому попало непосредственно от автора.
Искусствовед, бывший сотрудник Русского музея Елена Баснер
Юрий Белинский/ТАССИменно издатель, с помощью которого Васильев и раньше приобретал произведения искусства, указал на Елену Баснер, якобы заверившую подлинность работы.
В марте 2010 года после незначительных реставрационных работ картину показывали на выставке «Парижачьи» в галерее «Наши художники». Там ее увидела эксперт Центра реставрации им. Грабаря Юлия Рыбакова, сообщившая Васильеву, что его полотно — фальшивка, с которой ей уже приходилось сталкиваться.
Химико-технологический анализ работы якобы подтвердил, что она была создана уже после смерти художника в 1939 году.
Оригинал же хранится в запасниках Русского музея с 1980-х — его вместе со своим собранием картин передал музею советский профессор и коллекционер Борис Окунев. Причем над каталогом, составленным в 1980-х, работала Елена Баснер. Позже музей также подтвердил, что васильевская картина — подделка, однако свою причастность к истории с подлогом отрицает.
В процессе судебных разбирательств Васильев еще до покупки полотна Григорьева приобрел подделку картины другого художника-модерниста ХХ века. Подлинность «Похищения» Николая Калмакова, как уверял коллекционер на суде, тоже подтвердила Баснер и еще четыре эксперта Русского музея.
Елена Баснер все обвинения отвергла, а ее защитники настаивают, что они построены на догадках и домыслах. Тем не менее этот эпизод выделили в отдельное судебное производство, сообщает агентство РАПСИ.