Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Оттенки серого неба над Берлином

В Берлине открывается 65-й международный кинофестиваль

В Берлине открывается юбилейный, 65-й Международный кинофестиваль. В программе — премьеры новых фильмов Вернера Херцога, Питера Гринуэя, Алексея Германа-младшего и Терренса Малика.

Берлинский кинофестиваль, традиционно имеющий репутацию самого политизированного из фестивалей класса А, в этом году рискует стать и едва ли не самым громким с точки зрения премьер.

Во время фестиваля состоится премьера «50 оттенков серого» — за день до выхода картины в мировой прокат. Сделать эту картину фильмом открытия фестиваля было бы смелым ходом, на которое руководство все же не решилось: киносмотр откроется показом фильма Изабель Койшетт «Никто не хочет ночь» о любовном треугольнике на фоне Гренландии начала прошлого века. Впрочем, главное в том, что именно сюда, а не в Канны или Венецию решили привезти свои новые ленты два гения, редко радующие фестивальную публику. В конкурсной программе покажут «Королеву пустыни» Вернера Херцога — масштабный байопик исследовательницы Ближнего Востока Гертруды Белл, подруги и соратницы Лоуренса Аравийского, вместе с ним помогавшей утверждению в Иордании Хашимитской династии. На производство «Королевы пустыни» у него ушло целых три года, и теперь она может стать не просто очередным фильмом режиссера о сильных людях в экстремальных условиях (как «Агирре, гнев божий»), но еще и высокобюджетным блокбастером.

Главные роли в «Королеве пустыни» сыграли Николь Кидман, Джеймс Франко, Роберт Паттинсон и Дэмиен Льюис (Николас Броуди из сериала «Родина»).

Вторым явным хитом конкурсной программы станет «Рыцарь кубков» Терренса Малика. После глубокомысленного возвращения к кинематографу в «Древе жизни» и более простого «К чуду» Малик снял, кажется, нечто среднее между этими двумя произведениями. Впрочем, сказать что-то конкретное о картине пока не представляется возможным — ее сюжет и вообще какие-то подробности держатся в строжайшей тайне; известно только, что в основных ролях задействованы Кристиан Бейл и Натали Портман. Впрочем, от фильма совершенно точно стоит ожидать сногсшибательного визуального ряда:

оператором у Малика вот уже третий фильм подряд служит снявший «Бердмэна» и «Гравитацию» Эммануэль Любецки.

В отличие от Малика и Херцога, другой хедлайнер Берлинале Питер Гринуэй пользуется репутацией не столько затворника, сколько эстетствующего сноба, что не мешает, впрочем, его «Эйзенштейну в Гуанахуато» стать еще одним важным событием фестиваля. Этим фильмом режиссер, кажется, решил попрощаться с форматом интерактивных видеолекций об искусстве («Рембрандт: Я обвиняю», «Тайны «Ночного дозора») и продолжить просвещение публики иными методами.

Фильм стал первой частью дилогии об Эйзенштейне, рассказывающей о его путешествии в Мексику в начале 1930-х и съемках не законченной при его жизни картины «Да здравствует Мексика».

Картина сделана в смешанной технике, соединяющей игровые фрагменты с кадрами хроники и анимационными вставками, основанными на рисунках Эйзенштейна.
Напомним, что

со второй частью дилогии под названием «Рукопожатие Эйзенштейна» у Гринуэя уже возникли сложности: Госфильмофонд, участвующий в производстве картины, попросил режиссера убрать из сценария эпизоды, связанные с гомосексуализмом русского киноклассика.

Российское представительство на фестивале в этом году вообще весьма выражено.

За главный приз в основном конкурсе поборется новый фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками».

Действие картины разворачивается в недалеком будущем: главная героиня, молодая девушка, не может решить, что делать с доставшимся ей по наследству недостроенным зданием. Есть предположение, что этот отрисованный на компьютере дом символизирует Россию; о том, насколько масштабна эта метафора, можно будет говорить лишь после первого показа.

Кроме того, несколько отечественных картин покажут в параллельных программах фестиваля. Прежде всего

речь идет о «Пионерах-героях» Натальи Кудряшовой — попытка анализа поколения нынешних тридцатилетних попала в программу «Панорама».

В программе «Форум» очутились фильм Эллы Манжеевой «Чайки» и неигровая картина о судьбе Музея кино и Наума Клеймана «Кино: Публичное дело».

Сам Клейман в рамках фестиваля получит почетный приз «Камера Берлинале».

Из менее очевидных премьер стоит отметить показ документального фильма «Курт Кобейн: Чертов монтаж» в программе «Панорама». Работа над картиной велась режиссером Бреттом Моргеном около десяти лет, итоговый результат представляет собой мультимедийный коллаж, погружающий зрителя в личную вселенную сиэтлского гения. Дочь Кобейна — Фрэнсис Бин, выступившая продюсером фильма, осталась довольна очередным обращением к наследию отца. А в «Форуме» покажут новый фильм канадского эксцентрика Гая Мэддина «Запретная комната», о котором (как и о прочих картинах автора) можно сказать лишь, что это всегда весело, трогательно и немного дико.

Политическая сознательность Берлинале в этом году подтверждена не только традиционно посвященной общественно важным темам программой «Форум», но и премьерой в конкурсе новой картины иранца Джафара Панахи «Такси».

Режиссер, пять лет назад осужденный за участие в акциях протеста против выборов 2009 года, умудрился снять уже третий фильм, сидя под домашним арестом.

Ну и наконец, в рамках фестиваля пройдут две ретроспективы — Вима Вендерса и фильмов, снятых с помощью технологии Technicolor: отдохнуть от новинок авторского кино можно будет на показах «Унесенных ветром» и «Белоснежки».

Что думаешь?
Загрузка