Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Анатомия «Левиафана»

Из чего сделан «Левиафан» Андрея Звягинцева

К выходу в прокат «Левиафана» Андрея Звягинцева «Газета.Ru» разбирается, из чего сделан главный русский фильм года.

Внеплановый пиратский интернет-релиз нового фильма Андрея Звягинцева, до этого ходившего в фестивальных авторах, создал уникальный для российского киноландшафта прецедент. За дискуссиями о «Левиафане» как-то затерялись и «оскаровские» новинки, выходящие в прокат одна за другой, и все остальное кино. СМИ и социальные сети кипят дискуссиями, участники которых уже поделились на несколько лагерей. Одни кричат о том, что Звягинцев снял антирусское кино, другие — антиклерикальный памфлет, третьи выискивают библейские и прочие аллюзии. Очевидно, что российское кино получило народный хит — пусть и оттуда, откуда его совершенно не ждало. Выход фильма в прокат для большинства зрителей станет не первым, а повторным знакомством с «Левиафаном», который уже собрал в интернете 1 млн руб. добровольных пожертвований от благодарных зрителей. Проводить критический анализ в ситуации, когда почти у каждого уже сложилось мнение по поводу картины, представляется бессмысленным. «Газета.Ru» провела анализ иного толка — выбрала пять российских фильмов, в той или иной мере ставших предтечами «Левиафана».

«Жертвоприношение»

Сравнения с Андреем Тарковским, по всей вероятности, уже стали для Звягинцева чем-то вроде родового проклятия. Отделаться от него вряд ли удастся: любой российский режиссер, возводящий окружающую действительность до уровня метафоры или символа, автоматически обречен быть записанным в последователи автора «Соляриса». Впрочем, в случае с «Левиафаном» есть и еще одно обстоятельство. Матовые контрастные панорамы северной природы, в которых, благодаря оператору Михаилу Кричману, разворачивается действие «Левиафана», действительно страшно напоминают эзотерические предапокалиптические пейзажи из последнего фильма Андрея Арсеньевича. И это неслучайно, ведь оператором на «Жертвоприношении» работал Свен Нюквист, снявший большинство фильмов Ингмара Бергмана, который тоже умел без лишних спецэффектов наполнить спокойную природу штормовой тревогой и внутренним напряжением.

«Груз 200»

«Левиафан» посвящен авторами Алексею Балабанову, и было бы странно, если бы картина не перекликалась с фильмами Алексея Октябриновича. «Груз 200» к фильму Звягинцева, пожалуй, ближе всего. В этой картине тоже нет ни одного положительного героя и вообще героя в традиционном смысле. Фильм скорее рисует картину, чем рассказывает историю. Важны в обоих фильмах и перепрофилированные церкви: в «Грузе 200» там проводятся дискотеки, а в «Левиафане» в разрушенном храме жгут костры и пьют пиво подростки. Неожиданно схожи и герои, сыгранные у Балабанова и Звягинцева Алексеем Серебряковым, — суровые мужчины, заливающие водкой тоску по лучшей жизни. Главная разница, как и в случае с другими картинами нашего списка, в интонации. «Левиафан», как и полагается ветхозаветному чудищу, спокоен, рассудителен и неотвратим, а «Груз 200» транслирует экзистенциальный ужас человека, оказавшегося в плену у мертвецов.

«Так жить нельзя»

Публицистический фильм Станислава Говорухина, в котором кадры хроники жизни России и СССР разных лет оказались озвучены рассуждениями режиссера о прошлом и настоящем в жизни страны, масштабах гуманитарной катастрофы, связанной с пришествием большевиков, разгулом сталинщины и гибелью целых пластов российского общества; фактически реквием полумертвой уже советской стране. Поговорка, взятая в заглавие для фильма, в картине Звягинцева как будто растворена, словно соль в воде: каждый план, каждый проход камеры, каждая монтажная склейка, кажется, пропитаны этим составом. И собственно, по просмотру фильма не остается ничего, кроме как повторить за Говорухиным — пока что только фразу из заглавия фильма, а не заупокойную молитву.

«Долгая счастливая жизнь»

Фильм Бориса Хлебникова вышел в тот момент, когда Звягинцев уже вовсю работал над «Левиафаном», и сходство двух картин, очевидно, неосознанное. Однако хлебниковский фильм тоже рассказывает о том, как сильные мира сего корректируют жизнь простых людей. Разница лишь в том, что герой «Долгой счастливой жизни» скорее похож на персонажа, сыгранного в «Левиафане» Владимиром Вдовиченковым, — москвича, прыть которого сталкивается с неписаными законами провинциальной жизни.

«Окраина»

Одним из главных достоинств «Левиафана» и ключом к его успеху стал его эпический размах: Звягинцев из частной истории вывел архетипы, работающие не только в российской действительности. В смысле исследования этих самых народных архетипов, а также материи «нового русского бунта» главным предшественником картины стоит считать фильм Петра Луцика и Алексея Саморядова, вышедший в 1998 году. Фантасмагорическая «Окраина», впрочем, предлагает принципиально иной взгляд на проблему и отличный от «Левиафана» вариант развития событий. И надо сказать, что народная ярость крестьян, идущих крестовым походом на столицу, при всей карнавальности ее изображениия у Луцика-Саморядова, выглядит не менее убедительно, чем «диванный» бунт героев Звягинцева.

Новости и материалы
Стало известно, что уничтожит мотивацию «Краснодара» в борьбе за титул
РПЛ призвали расширить до 18 команд
На Тайване назвали сумму финансовой поддержки Украины
Россияне рассказали, какие вредные привычки коллег раздражают их больше всего
Стало известно, от чего будут зависеть перспективы Цыплакова в НХЛ
Россияне снизили досрочное погашение ипотеки до минимума
Небензя призвал международное сообщество надавить на Израиль и США
«Спартаку» предрекли чемпионство под руководством нового тренера
В России предложили внести препарат «Тапентадол» в список наркотических средств
Зеленский признался, что его беспокоят заявлениях республиканцев по помощи Киеву
Головину предложили перейти в «Манчестер Сити» на замену Де Брейне
Небензя заявил, что Запад снял маски, проголосовав в СБ ООН против резолюции РФ по космосу
Футболиста «Зенита» похвалили за вклад в мировой футбол
В Великобритании заявили об «угрозе» России для Фолклендских островов
Россияне скупают один из популярных в США кабриолетов перед летним сезоном
Китай выразил разочарование тем, что СБ ООН не принял российскую резолюцию по космосу
В Госдепе заявили, что Иран просил помощи США из-за авиакатастрофы
В России заявили, что США подтвердили свои намерения милитаризировать космос
Все новости