«72 метра» (2004)
страна: Россия
Фильм Владимира Хотиненко с музыкой Эннио Морриконе и сборной народных артистов — главная и до недавнего времени единственная картина о российских подводниках. Историю о том, как во время учений российская подлодка легла на грунт после столкновения со спящей миной, описал в одном из рассказов Александр Покровский, но «72 метра» все равно воспринимаются как художественное осмысление трагедии «Курска». К чести Хотиненко надо отметить, что фильм совершенно не давит на жалость к погибшим героям, рассказывая больше о жизни, чем о героической гибели, — надежда ее избежать в финале авторами, кстати, также оставлена.
«K-19» (K-19: The Widowmaker, 2002)
страны: США, Великобритания, Германия
В основе сюжета — реальный эпизод, первая авария ядерного реактора на советской атомной подводной лодке, случившаяся в 1961 году. Фильм был снят без участия российских кинематографистов, но авторы картины встретились с прототипами главных героев, которые, впрочем, после знакомства с первым вариантом сценария пригрозили американцам судом. В результате из сценария были удалены возмутившие российских моряков фрагменты, а достоверность остального действа они оценили процентов на девяносто. Тем не менее фильм Кэтрин Бигелоу — редкий пример, когда жизнь и быт россиян показаны без раздражающих водки, селедки и ушанки, а Харрисон Форд вполне недурно вписался в образ сурового капитана Вострикова.
«Подводная лодка» (Das Boot, 1981)
страна: Германия
Безусловная классика и лучший фильм режиссера «Трои» Вольфганга Петерсена рассказывает о плавании немецкой субмарины U-96 в 1941-м. Петерсен сознательно не концентрируется на идеологической составляющей, его моряки-фашисты прежде всего — герои эпического путешествия, за которым режиссер следит с поразительной и захватывающей внимательностью. Трехчасовая (почти шестичасовая в телеверсии) картина стала источником вдохновения для большей части фильмов в нашей подборке; в «К-19», например, Бигелоу даже цитирует один из эпизодов «Подводной лодки» — разговор матросов о девушке одного из них.
«Убрать перископ» (Down Periscope, 1996)
страна: США
В основном фильмы о подводниках снимают в жанре героической драмы, но есть и редкие исключения. Фильм Дэвида Уорда моментально стал хитом российских видеопрокатов и встал в один ряд с пародийными «Горячими головами» и «Голым пистолетом» — в силу общего идиотизма происходящего на экране и шуток на грани фола. Например, здесь часть острот построена вокруг того факта, что герой «Перископа» Том Додж имеет на члене татуировку «Добро пожаловать на борт». Впрочем, после скандала с «Интервью» Эвана Голдберга все это смотрится, честное слово, детским лепетом.
«Черное море» (Black Sea, 2014)
страны: Великобритания, США, Россия
Герои «Черного моря» — лишившаяся работы русско-английская команда подводников, берущая частный заказ на поднятие со дна то ли нацистского, то ли советского золота. Прежде всего картина примечательна тем, что компанию капитану, сыгранному красиво заматеревшим Джудом Лоу, составили герои Константина Хабенского, Григория Добрыгина, Сергея Пускепалиса и Сергея Векслера (который сыграл радиста по прозвищу Бабай). Оскаровский лауреат, режиссер «Последнего короля Шотландии» Кевин Макдональд, впрочем, сосредоточился не столько на остросюжетной составляющей истории, сколько на психологических аспектах взаимоотношений нескольких альфа-самцов, запертых в слегка заржавевшей советской подлодке. Разумеется, ничем хорошим для них это не закончится.