Через пару дней после смерти супруги безутешный вдовец Джон Уик получает ее последний подарок — умильного бигля, который должен напоминать суровому мужчине о том, что такое любовь. Выполнять наказ покойницы Джону удается недолго, поскольку, отказавшись продать свой раритетный «Мустанг» отморозкам на бензоколонке, герой провоцирует их на угон со взломом, в ходе которого пес гибнет. Быстро оправившись от ударов битой по голове, Уик берет кувалду и отправляется в подвал. Здесь под полом хранится арсенал, напоминающий о временах, когда Джон служил боевиком у мафии под псевдонимом Баба Яга. Теперь от возмездия убийц животного не спасет даже то, что предводитель угонщиков — сын мафиозного главаря Вигго Тарасова, бывшего работодателя Уика.
Последние десять лет Киану Ривз фигурировал в общественном сознании в качестве печального фотомема, снимался в независимом кино и дебютировал в режиссуре с пролетевшим мимо широкого зрителя, но по-своему удачным «Мастером Тай-чи» — признание в любви гонконгскому кино.
«Джон Уик» — долгожданное возвращение актера в форму, которого от него уже никто особенно и не ждал.
Вслед за выглядящими моложе своих лет ровесниками Джонни Деппом и Томом Крузом пятидесятилетний Ривз устроил бенефис в жанре «есть еще порох в пороховницах» — и оказался едва ли не самым убедительным из всей троицы. Режиссером картины стал дублер Ривза по «Матрице» и «Константину» Чад Стахелски, лучше, чем кто-либо, знающий, как подать актера в экшн-сценах (которых здесь большинство), и готовый предоставить звезде карт-бланш в плане придания боевику драматического измерения.
Как в лучшие годы, Киану двумя с половиной гримасами ухитряется оживить своего персонажа и сводит на нет схематический идиотизм сценарной заявки про борьбу с русской мафией, который придает вечному сюжету о драке плохого с худшим ненужную политическую актуальность.
К Уику не особенно применимы привычные критерии человечности. Он совершенная и где-то жутковатая машина для лишения жизни.
С людьми его роднит только оставшееся преимущественно за кадром умение любить жену и собачку. Тем не менее идеальный убийца, чтящий неписаный кодекс, оказывается безупречным центром притяжения зрительского внимания, интересным зверем, наблюдать за которым увлекательно, несмотря на некоторую спорность моральных установок.
Надо отдать должное и тому факту, что авторы фильма не слишком педалируют подобающий новому витку «холодной войны» русско-американский антагонизм.
За исключением имен и периодического пения колыбельной «Баю-баюшки-баю», в картине нет никаких привычных для изображения русской мафии в голливудском кино штампов. Вместо того чтобы, как в недавнем «Великом уравнителе», напирать на навязчивое распитие водки и татуированную клоунаду, авторы сосредотачиваются на герое, который с точки зрения архетипа близок персонажам экшн-нуаров, вроде «Расплаты» с Мелом Гибсоном.
С этим жанром роднит «Джона Уика» и тщательная проработка деталей: внимательный метрдотель гостиницы для киллеров, священник-уголовник в используемой под общак церкви, служба уборки для наемных убийц и, наконец, саундтрек, в котором солирует главная Баба Яга американского рока — Мэрилин Мэнсон. Нью-Йорк превращен в мифическое пространство, в котором всем заправляют мужчины, способные нажимать на спусковой крючок — таким мог бы быть «Город грехов», не тяготей Роберт Родригес с такой силой к гротескной комиксовой эстетике. Для авторов «Джона Уика» более важным кажется то, как человека пьянит вкус крови — что не всегда обязательно плохо. Разумеется, к серьезному разговору на эту тему не располагает жанровый формат, и ближе к концу авторам ощутимо не хватает дыхания закончить фильм с нужным уровнем лихости. Но с другой стороны, судя по тому, что картина уже несколько раз окупилась в прокате, зрители вполне могут рассчитывать на сиквел, и признаемся, при всей усталости от бесконечных франшиз, еще пара фильмов про Бабу Ягу с винтовкой современному Голливуду точно не помешают.