«Скончался певец Джо Кокер, известный своим исполнением песни The Beatles «With A Little Help of My Friends» — такое сообщение с пометкой «новость обновляется» в понедельник было опубликовано на сайте «Би-би-си».
Сухая интонация этой новости режет глаз — 45 лет назад кавер-версия песни The Beatles была записана Кокером и принесла ему сумасшедший успех и славу. Прошедшие с тех пор годы включили в себя непрерывный творческий путь, на котором каждый слушатель нашел себе остановку по нраву — «My Father's Son», «You Can Leave Your Hat On», «Sorry Seems To Be The Hardest Word». Но когда в 1969-м этот человек с пролетарской внешностью и прошлым вышел на сцену легендарного фестиваля «Вудсток», это был шаг в историю. «Сейчас я сыграю песню, которая хорошо описывает ситуацию здесь», — произнес со сцены певец перед тем, как заиграть «Something Coming On».
Уже тогда можно было увидеть его фирменный жест — вокалист перебирал руками перед собой, как будто ему не хватало гитары или клавиш.
Характерные внешность и голос Кокера абсолютно гармонично сочетались с его происхождением. Артист родился в шахтерском Шеффилде, семья жила бедно, и ему пришлось оставить школу и заняться тяжелым трудом. Сразу после средней школы он стал работать газосварщиком, а после работы выступал в местных пабах с песнями Чака Берри и Рэя Чарльза. Исследователи не включают этот период в его трудовой стаж — тем более что выступал он под псевдонимом Ванс Арнольд, в котором смешал имена персонажа песни «Jailhouse Rock» Ванса Эверетта и кантри-певца Эдди Арнольда.
«Родители на меня не особо наседали — они думали, что я поразвлекаюсь немного со своим пением, а потом найду себе нормальную работу,
— рассказывал он в интервью украинскому интернет-изданию «Сегодня», — но для меня пение в группе было не просто увлечением, а образом жизни».
Сменив несколько групп, Кокер обрел единомышленников и больше не прятался за общими вывесками — все его альбомы были подписаны только его именем, несмотря на обилие музыкантов, участвовавших в каждой его записи. Свалившаяся на него после Вудстока слава повлекла за собой и определенные сложности:
изматывающие гастроли в какой-то момент перестали приносить Джо удовлетворение, он стал много пить и к концу 1970-х почти не выходил на сцену трезвым.
Новые альбомы уже не показывали таких высоких результатов в чартах.
Пролетарская выправка, впрочем, заставила вновь подняться на ноги. В 1980-х карьера Кокера вновь пошла в гору, а сам он избавился от пагубной привычки. Тогда же его репертуар пополнился и еще одним суперхитом — томным номером «You Can Leave Your Hat On», прозвучавшим в одной из сцен культового фильма Эдриана Лейна «9 ½ недель».
Примерно тогда же сформировался и тот образ певца, который знаком сегодня даже тем, кто считает выступление на Вудстоке глубокой и не заслуживающей внимания древностью. Вслед за Джонни Кэшем
Кокер стал вечным «человеком в черном», видавшим виды человеком, которому точно можно доверять.
Прежней осталась лишь его сценическая манера — как будто судорожные движения, с помощью которых он до последних дней извлекал из своего тела не тускнеющий с годами голос.
Последний, двадцать первый альбом Кокера под названием «Hard Knocks» вышел в 2010 году и вновь достиг первых мест в чарте Billboard и топах нескольких европейских стран. Гастролировать певец не прекращал вплоть до прошлого года — в июне 2013-го он выступил с последним концертом в Crocus City Hall, и артиста, как и всегда в Москве, ждал полный зал.
«Мыслями я парил где-то на небесах, на Венере, в открытом космосе»
— эти слова, сказанные Кокером по поводу одной из его записей, в полной мере можно отнести и ко всему, что он спел и записал. Сочинивший за почти полвека совсем немного песен, Кокер умел каждую исполняемую им вещь превратить в свою — будь то номер The Beatles, INXS.
Или «Unchain My Heart» боготворимого им с юности Рэя Чарльза — историю хита последнего уже невозможно представить без рычащего баритона Кокера.
Не зря он до конца жизни носил прозвище «неукротимый голос». И дело здесь не только в его силе и мощи: для восприятия этих вибраций не требуется ни музыкального образования, ни специальной подготовки. А для того, чтобы оценить по достоинству, всех «Грэмми» будет мало.