Десять заключенных приговорены к пожизненному изгнанию с планеты XT-59 и отправлены на Саргассово болото, которое всеми силами природы пытается их уничтожить. Эрвин по прозвищу Вычислитель (Евгений Миронов) вместе с Кристи (Анна Чиповская) отправляются к неким Счастливым островам, которые, по легенде, являются оазисом посреди безвидной и пустой планеты. Все остальные во главе с дублированным Винни Джонсом («Карты, деньги, два ствола», «Костолом») двигаются в сторону географического пункта Гнилая мель, которая хоть и не оазис, зато точно существует.
Впрочем, группы не отстают друг от друга больше, чем на десять минут экранного времени.
Казалось бы, при чем здесь Винни Джонс? В числе продюсеров фильма фигурирует Федор Бондарчук, которому создатели картины наверняка и обязаны появлением звезды зарубежных криминальных комедий в роли главного антагониста героя Евгения Миронова. Режиссер «Вычислителя» Дмитрий Грачев прежде был известен средней руки комедийными мелодрамами («Невеста любой ценой», «Свадьба по обмену»), которые, впрочем, собирали в России неплохую кассу.
Съемки его нынешней картины проходили в Исландии — там же, где когда-то были сняты «Ной» Даррена Аронофски и «Обливион» Джозефа Косински. Хотя, кажется, натуру для Саргассова болота не так сложно было бы найти и в российской глуши.
Это сплошь серая долина без конца и края, по которой плетутся выбившиеся из сил герои. Она могла бы претендовать на масштабную метафору жизненного пути, если бы создатели тщательнее проработали сценарий.
Мрачные стебли, камни и грибы, уничтожающие по очереди всех второстепенных героев, выглядят реалистично. Чего не скажешь о заключенных —
кто они, почему оказались на болоте и почему зритель должен им сочувствовать, остается неясным до самого конца, так как ничья история в фильме не рассказана.
Картина снята по одноименной повести Александра Громова — истории в стиле «Пикника на обочине» Стругацких, которую, как известно, уже гениально перенес на пленку Тарковский, сняв «Сталкера».
Болото, кишащее разнообразными тварями, — несомненно, Зона, а сам Вычислитель — Сталкер, единственный, кто эту Зону понимает и способен в ней выжить.
Однако Сталкер давно и хорошо знаком с Зоной, а вот Вычислитель оказывается на болоте в первый раз. Его кличка, давшая название фильму, была придумана героиней Чиповской в отместку за способность просчитывать все наперед — нападение гигантских стеблей, смерть других заключенных и тому подобные явления.
На самом деле Эрвин на протяжении фильма не предугадывает практически ничего, не знает правильного ответа на свои же загадки и постоянно удивляется всему, что происходит вокруг.
Что происходит в его голове — загадка, в отличие от мыслей Кристи — режиссер выбрал именно ее на роль рассказчицы. Впрочем, рассказчицы — это громко сказано: зритель слышит все мысли Кристи без разбора, от истории ее родной планеты до мыслей о мужчинах. Вычислителя Эрвина она видит впервые, но сразу же соглашается идти с ним к (возможно, несуществующим) островам. Спустя некоторое время героиня уже умывается где-то на болоте, и камера медленно скользит по ее груди, гипнотизируя зрителя давно проверенным способом. А еще через несколько минут Кристи будто перевоплощается в рыжую одичалую героиню Игритт «Игры престолов», чтобы секунду спустя целовать героя Миронова.
Патриотические картины и фантастика остаются особенно больными местами российского кинематографа:
и в том, и в другом случае даже потенциально хорошим проектам не хватает бюджета на качественную картину.
В недельной давности «Василисе» ждали хотя бы одной масштабной батальной сцены, все-таки Отечественная война 1812 года — не та тема, на которой стоило бы экономить.
В «Вычислителе» надеешься увидеть с аккуратностью и фантазией созданные города будущего, другие планеты и космические корабли.
В итоге от обоих фильмов зритель получает обычную мелодраму, помещенную в не совсем обычные обстоятельства.
Режиссер оправдывается — история, дескать, о любви, а не о войне, забыв объяснить, как качественно сделанный фон может помешать рассказать историю.
Проблема «Вычислителя» в том, что выделенный (и, конечно, несравнимый с голливудским) бюджет стоит тратить не на то, чтобы тащить к себе в фильм зарубежных звезд (Миронов играет не хуже Винни Джонса, который своим присутствием вызывает скорее недоумение, чем восхищение), а на создание альтернативного мира, за которым зритель обычно и ходит на научную фантастику. И если не хватает денег на качественную графику, то уж проработанный сценарий точно не будет для этого лишним. «Вычислитель» не телепортирует зрителя на Саргассово болото и не заставляет бояться огромных стеблей-убийц, вырастающих из земли. Вместо этого он заставляет его в кресле кинозала слушать бесконечные разговоры и мысли главной героини о любви и любоваться ее телом — а это, так сказать, приметы другого жанра.