В наши дни где-то в космосе к красному карлику проксима Центавра стремится американский корабль «Вознесение». Светило назначения обладает известной силой притяжения для фантастов с Земли: о нем писали Роберт Хайнлайн и Филипп Дик, снимали Пол У.С. Андерсон (не Стэнли Кубрик, но все же) и Ричард Викторов.
Вот и канал SyFy решил отправить экспедицию в теоретически пригодную для жизни систему, вспомнив про «Проект «Орион» — реальный эксперимент времен Кеннеди.
Тогда ученым удалось разработать модель «взрыволета» — космического корабля, который мог бы развивать скорость до 5% скорости света и совершать межзвездные полеты. Президента убили, проект закрыли, но телевизионщики решили пофантазировать.
В их альтернативном 1963 году экспедиция с колонистами покидает Землю. А в альтернативном 2013-м, ровно на полпути к построению дивного нового мира, на корабле возникают проблемы.
На пляже, расположенном прямо внутри ракеты, находят труп девушки. Для какого-нибудь Твин Пикса это привычное дело, но на «Вознесении» никогда не было убийств. Общество здесь застыло на отметке «60-е».
Женщины ярко красятся и ходят в аккуратных платьях-карандашах, а у всех мужчин военная выправка и гладкие подбородки. Сексуальная революция так и не наступила, а гомосексуалистов в полет не взяли — в космосе вопросы размножения превыше всего.
Браки заключаются исходя из генетической целесообразности, а общество, не пережившее борьбы за гражданские права, разделено на две страты. На нижних ярусах обитают работяги — подчеркнуто чумазые морлоки, добрые внутри. На верхних — местный креативный класс. Управляют кораблем — и эффективно — капитан и его жена, горькая парочка в духе «Карточного домика». У лидера (Брайан ван Холт) — волевой подбородок и преданная гвардия, у его леди Макбет (Триша Хэлфер из «Звездного крейсера «Галактика») — собственная сеть гейш-шпионок.
Оппозиция — члены некоего совета — сидит тихо, но ждет своего часа. Он наступает, когда пролетариат с нижних палуб заявляет о своих правах, убийства становятся привычной новостью, а экспедиция приближается к точке невозврата.
Канал SyFy — один из самых непредсказуемых американских поставщиков сериалов. «Вознесение» — его четвертая крупная премьера за год. Первой была «Спираль» — фантастический триллер про вирус на арктической станции в духе «Нечто» Джона Карпентера, история с нервом и стилем. Вторым — «Доминион», сознательный треш категории B, рисующий постапокалиптический Судный день, с земным спецназом против ангелов Господних, новой Меккой в Лас-Вегасе, ядерным щитом против полчищ Сатаны и прочим задорным богохульством. Наконец, осенняя «Нация зомби» оказалась жалкой пародией на «Ходячих мертвецов» — первым за год сериалом, в котором SyFy не сумел использовать свои вечные недостатки — равнодушие к персонажам, жертвование нюансами ради большой истории, лень сценаристов — во благо.
Поэтому
ставки с «Вознесением» были высоки: из шоу могли выйти и космическая версия «Безумцев» (наивно, но отчего не помечтать?), и очередное зомби-шапито.
Результат застыл где-то посередине. Драмы об оторванном от Земли человеческом сообществе не вышло, потому что недоработали сценаристы и актеры. Зато декораторы старались: архитектура пули-взрыволета, логика быта, костюмы, книжные полки и бортовые фильмотеки — все эти детали тянут на целый парк аттракционов. Ерунды вроде «Нации зомби» из «Вознесения», к счастью, тоже не получилось: здесь есть настоящая интрига, необходимый минимум интересных персонажей и множество любопытных социальных наблюдений.
В первом же акте из трех сериал переворачивает собственную мифологию вверх дном, и дальше ставки только растут.
В «Возмездии» нет драматической глубины, ради которой в последние годы смотрят ТВ, но этот короткий и яркий мини-сериал вполне годится на роль легкого отпуска от всевозможных «Карточных домиков» и «Безумцев». Перезагружать мозги — полезное дело. Иногда.