Алеша и Алена (Максим Матвеев и Любовь Аксенова) — пара идеальная настолько, что для полного сходства с сахарными фигурками на свадебном торте им не хватает только, собственно, предложения руки и сердца. За этим молодой человек и отправляется к зазнобе, осуществляющей в Париже шопинг, но накануне вылета случайно знакомится с обаятельно пьющей журналисткой Ирой (Светлана Ходченкова). Эта встреча вносит коррективы в его представления о будущем — как семейном, так и профессиональном — в авиакомпании, принадлежащей Алениному папе-олигарху (Сергей Газаров).
Клим Шипенко — из тех режиссеров, что берут на себя непростую задачу создавать в России жанровое кино с человеческим, что называется, лицом и претензией на способность конкурировать в прокате с западными образцами. В прошлых двух фильмах («Кто я», «Непрощенные») Шипенко, получивший образование в американской киношколе, насаждал на местной почве бойкий экшен в традиции Роберта Родригеса.
В этот раз он взялся за другой кассовый жанр — романтическую комедию, в духе тех, что пачками производят французские кинематографисты.
На это родство сразу ссылаются мультипликационная увертюра и Париж в качестве одного из мест действия. Однако именно попытка сделать лучезарное кино о меняющей жизнь интрижке обнажает то, насколько российское кино к этому жанру не приспособлено.
Название «Любит не любит» не столько отражает фабулу, сколько делит повествование на две части.
«Любит» — комедия положений, в которой герой пытается сохранить зарождающуюся ячейку общества, сталкиваясь с необходимостью прятать случайную блондинку в шкафу. «Не любит» — короткий второй акт, куда менее радостный, поскольку персонажи поголовно страдают от невозможности любви. В первой части, несмотря прекрасные актерские работы, фатально не хватает присущей жанру легкости.
Герои безнадежно вязнут в паузах посреди остроумных диалогов, а сцена распития абсента в монастыре и вовсе напоминает о телепродукции канала «Россия» вроде сериала «Сваты».
Вторая часть — гораздо лучше, поскольку похожа на лирические комедии, созданные творческим дуэтом Рязанов — Брагинский, на месте Матвеева вообще довольно легко представить Андрея Мягкова в образе Жени Лукашина.
Европейский и американский канон жанра предполагает определенную степень условности, при которой даже самый бессовестный адюльтер воспринимается как игра или сказка со счастливым, как правило, концом. Шипенко же идет по стопам своих российских предшественников и стремится к определенной доле достоверности, но игнорирует одно важное обстоятельство. Дело в том, что герои русского кино, попав в ситуацию несвоевременного романа (то есть стандартный для романтической комедии переплет), всегда немножечко страдают.
Поэтому лучшие российские комедии — чуть грустные и не обязательно хорошо заканчиваются.
Это неплохо, но противоречит жанру, с которым «Любит не любит» пытается конкурировать. С другой стороны, в мировом кино хватает образцов жанра и без поцелуя в диафрагму, например «Римские каникулы» (про российский ремейк с Депардье, впрочем, вспоминать, пожалуй, не стоит). Ничто не мешало режиссеру пойти по этому пути, снять фильм о любовном настроении.
Однако «Любит не любит» упорно хочет быть не комедией настроения, а «комедией отношений», как написано на афише.
И все бы хорошо, но, когда история финиширует хеппи-эндом в очередном самолете, летящем в Париж, кажется, что куда уместнее здесь было бы закадровое чтение стихотворения «С любимыми не расставайтесь».